Санкт-Петербург в последнее время в значительной мере теряет объекты своей городской идентичности. Один из них, комплекс зданий «Невская мануфактура», сгорел 12 апреля 2021 года, унеся жизнь человека и причинив урон объекту культурного наследия.

Генеральный директор архитектурной компании XY Studio Константин Трофимов рассуждает о системном ответе на сложившуюся ситуацию:

«Существующая сегодня система регулирования градостроительной деятельности определяет баланс интересов инвесторов, задач охраны наследия, устойчивого развития территорий и в целом развития образа Петербурга.

Можно сказать, что результаты этого баланса приводят скорее к деградации городской среды: это и новые циклопические жилые районы, и история с намывными территориями Васильевского острова, где вместо обещанного «Морского фасада» возникает лоскутное одеяло прагматичных проектов, и судьба СКК.

Выходом из этой ситуации мы видим гораздо более широкое и прозрачное внедрение практики архитектурных конкурсов с независимыми жюри и участниками и обязательством инвесторов реализовывать проекты-победители таких конкурсов.

Сегодня даже такой принципиальный документ, как «Проект планировки территорий», определяющий жизнь города на долгие десятилетия, разрабатывается инвестором в своих интересах и часто не отвечает интересам горожан — самих будущих жителей этих районов и соседей вновь возводимых массивов.

В условиях отсутствия конкурсной площадки для высказывания архитектурных идей мы время от времени разрабатываем эскизы решения в проблемных городских точках. Таким проектом стал дом 5 на Ремесленной улице, который пострадал от строительства моста Бетанкура. В этом месте мы предложили устроить велоотель, заведя велодорожку моста на уровень главного входа, расположенного на 4 этаже.

Также мы высказывались о возможности сохранения конструктива и фасадов СКК с приспособлением его к существующим задачам проведения ЧМ по хоккею, с решением объемно-планировочных и транспортных задач. Мы считаем, что проблематика создания объекта с таким массовым посещением выходит далеко за границы участка проектирования и требует комплексного градостроительного ответа задаче.

В этом проекте мы предложили устройство прямоугольного стеклянного объема, накрывающего здание СКК, в котором размещалась не поместившаяся в исторический объем функция: входы, фойе, коммуникации и точки питания. История с «Невской мануфактурой», конечно, тоже не оставила нас равнодушными, и мы захотели высказаться о возможной будущей судьбе дома.

Предлагаемый эскиз сохраняет исторические элементы пострадавшего от пожара здания: поврежденные стены укрепляются и консервируются. Дом приспосабливается под новую «старую функцию»: в нем располагается ремесленный технопарк с развитой технологией коммуникаций B2C и общественной функцией.

Архитектурный язык новых объемов контрастен по отношению к наследию: активный силуэт ультрасовременных объемов из перфорированной оболочки как бы вырастает из полуразрушенного остова, возрождая утраченную функцию мануфактуры, адаптированную под современные стандарты жизни».