Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) отказался включать плотину Гаусмана в перечень объектов культурного наследия. При этом администрация Курортного района пишет о плотине как о «памятнике технической и инженерной мысли XVIII века».
В конце апреля 2021 года председатель КГИОП Сергей Макаров подписал распоряжение, согласно которому плотину Гаусмана не только отказались включать в перечень объектов культурного наследия, но и исключили из списка сооружений, которые обладают признаками объектов культурного наследия. По мнению комитета, у плотины Гаусмана нет значимой культурно-исторической ценности.
Однако администрация Курортного района еще в 2017 году воодушевленно рассказывала об открытии шлюзов плотины в Сестрорецке как о «зрелище, которое поистине символизирует приход весны».
Пока ведомства не могут определиться со статусом плотины, Мойка78 вспоминает историю места.
В XVIII веке на месте Сестрорецкого Разлива Петр I хотел устроить парк с фонтанами. Но из-за типографических особенностей местности император решил перегородить реку Сестру так, чтобы сооружение послужило более важной цели: «машины действием воды в движение приводить». Более сотни лет на месте озера воздвигали и вновь перестраивали разные гидротехнические сооружения: дамбы, запруды и каналы.
В нынешнем виде плотина с 9 подъемно-опускными щитами была установлена инженером Гаусманом в 1863 году — некогда деревянное сооружение стало новым водосбросом для слива излишков озерной воды. У жителей Сестрорецка и гостей города плотина ассоциируется с «оттоками воды, которые создают неимоверный звук». Но от шума «не хочется зажимать уши, наоборот, хочется слушать эту мелодию бесконечно».
Ранее Мойка78 писала о том, что КГИОП отказался включить в перечень объектов культурного наследия здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ).