В одинаковых правовых реалиях петербургский метод взаимодействия с прокатом электросамокатов оказался эффективнее московской практики запретов. Мойка78 выяснила, как диалог способствует кратному снижению аварийности кикшеринга.

Правила дорожного движения, в том числе на электросамокатах, одни для всех российских городов. Компании, сдающие в аренду самокаты, что в Петербурге, что в Москве в большинстве своем одни и те же.

В Москве, как писала Мойка78, кикшеринг ограничивают запретами: не больше шести аппаратов оператора на парковке, не больше 10 тыс. аппаратов в парке каждого оператора, единые требования к зонам парковки и так далее. Участники рынка указывают на зарегулированность сферы со стороны властей, а статистика аварийности свидетельствует, что системно проблему безопасности кикшеринга решить не удалось.

В Петербурге кикшерингу условий не ставили. В комитете по транспорту, главой которого является Кирилл Поляков, сделали ставку на диалог, за что подверглись критике — дескать, у нас за соблюдением закона не всегда удается проследить, что же говорить о рекомендациях.

Самокат компании «Молния» на проспекте Медиков. Фото: Мойка78

Как рассказал Мойке78 основатель кикшерингового сервиса «Молния» Андрей Синьковский, представители транспортных властей сообщают прокатным компаниям, где нежелательно парковать самокаты, где лучше ограничить скорость.

Компании заносят пожелания комитета на свои серверы, а те автоматически ограничивают в нужных местах скорость. Сколько ни жмут клиенты на ручку, больше 20 км/ч самокат не едет, а в центре Петербурга — не разгоняются больше 15 км/ч.

При этом в самом начале аренды программа демонстрирует клиентам, где они смогут или не смогут завершить прокат самоката. Если приехать в закрытую зону, приложение не даст завершить аренду, и деньги за пользование продолжат списываться.

Евгений Мутовкин, представитель сервиса кикшерингового, в беседе с корреспондентом Мойки78 пояснил, как операторы кикшеринга следят за соблюдением установленных правил с технической стороны.

Операторы кикшеринга разработали дополнительные меры со стороны технической части компании как раз по реализации установленного перечня, который мы подписали в регламенте. То есть в самокате установлены трекеры, которые напрямую коннектятся с внутренним техническим сервисом компании, и через этот сервис идут сигналы на трекеры с командами по ограничению скорости в тех или иных зонах, ограничению парковки или полному ограничению катания,
— сказал Мутовкин.

Кроме того, комитет по транспорту обязал операторов отчитываться о том, что было сделано для исполнения установленных требований. Также Мутовкин отметил, что если сравнивать нюансы существования кикшерингового бизнеса в Москве и Петербурге, то отличия есть, но они несущественны.

В Комтрансе обсудили работу кикшеринга в Петербурге. Фото: Мойка78

О том, что в Москве ведется диалог в отношении регламентирования рынка по количеству самокатов в парке одной компании, Мутовкин не видит ничего плохого. Также он предполагает, что вслед за столицей такие меры введут и в Санкт-Петербурге.

Я на самом деле ничего плохо в этом не вижу, потому что таким образом рынок выровняется и будет более понятным и более регулируемым, потому что сейчас плодятся миллион разных игроков рынка и не соблюдают правила, которые устанавливаются в рамках рабочей группы, где сидят достаточно крупные игроки рынка. И как раз эти небольшие игроки, которые не соблюдают установленные правила, они и влекут за собой все эти разбирательства, которые у нас идут и с СК, и с комитетами, которые занимаются данным вопросом,
— добавил бизнесмен.

Подводя итог, заметим, что путь диалога комитета по транспорту Санкт-Петербурга с ключевыми операторами кикшеринга сформировал среду высокой социальной ответственности бизнеса. Операторы понимают, что соблюдение достигнутых соглашений — вопрос доверия граждан к участникам рынка кикшеринга. Доверие, которое необходимо оправдывать. Чем ответственнее операторы подойдут к самоконтролю, тем меньше будет предпосылок для введения новых строгих ограничений, призванных обеспечить безопасность пешеходов, пользователей средств индивидуальной мобильности и иных участников дорожного движения.

Как писала Мойка78, опыт петербургских властей оказался настолько удачным, что перенимать его начали власти Хельсинки.