Ленинградский областной суд вернулся к рассмотрению нашумевшего дела о заказном убийстве ректора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александра Викторова, в 2001-2008 годах возглавлявшего городской Комитет по науке и высшей школе. Правда, проводить заседания приходится без обвиняемого: бывший федеральный чиновник Василий Соловьев пока так и не найден после своего эпичного бегства в январе 2018 года.

Впрочем, отсутствие в зале подсудимого, которого еще 3,5 года назад присяжные признали заказчиком убийства 61-летнего ученого, не помешает судье постановить приговор и назначить наказание. Просто решение будет вынесено заочно.

Киллер стрелял в спину

Убийство Александра Викторова, произошедшее вечером 5 сентября 2012 года, прогремело на всю страну. К своему дому во Всеволожске вместе с супругой он приехал около 19 часов. Едва вышел из машины и направился к дому, грянули выстрелы. Киллер стрелял подло. В спину.

От пяти огнестрельных ранений доктор наук, профессор, автор более сотни научных работ скончался на месте происшествия. Его супруга, которой одна из пуль попала в бедро, была госпитализирована.

На исполнителей и организатора вышли быстро. Уже в конце сентября 2012-го их задержали. Киллер Андрей Елисеев получил 13 лет, пособник Вячеслав Макаров — 9,5 лет.

Ставшему связующим звеном между ними и заказчиком бизнесмену Виталию Ковалеву за организацию преступления дали 17 лет колонии строгого режима после вынесенного присяжными со второй попытки обвинительного вердикта. Как установили следствие и суд, за убийство ректора было заплачено 50 тыс евро.

«Намеревался отомстить ректору…»

Василия Соловьева задержали летом 2015 года. К тому времени 31-летний мужчина успел сделать серьезную чиновничью карьеру. Еще в 22 года он был назначен проректором СПбГУСЭ. Вуз при этом возглавлял его отец.

Вскоре после прихода на пост ректора Александра Викторова Соловьев-младший перебрался в Смольный, став начальником аппарата вице-губернатора Романа Филимонова, который курировал строительный блок. В 25 лет пересел в кресло руководителя Главного управления Госстройнадзора Московской области, а затем — главы одного из ключевых подразделений Спецстроя России.

Служебная деятельность Викторова сразу стала основной версией. Как установило следствие, ректор выявил целую схему вывода денег из вуза, появившуюся при предыдущем руководстве. Студенты-платники перечисляли деньги на счет созданного при университете фонда, которые оформлялись как благотворительный взнос. Оттуда средства утекали на счета подконтрольных Соловьёву-младшему фирм. За 5 лет бюджету, как установила проверка Счетной палаты РФ, был нанесен ущерб более 1,1 млрд рублей.

«По инициативе ректора были предъявлены иски о взыскании ущерба с подконтрольных Соловьеву НП «Сервис», ООО «Классик», ООО «Кристалл», НОУ ВПО «Институт сервиса и экономики». Кроме того, было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц НОУ ВПО «Институт сервиса и экономики». Организуя убийство, злоумышленник намеревался отомстить ректору учебного заведения и воспрепятствовать его дальнейшей служебной деятельности»,
— заявили в Генпрокуратуре РФ после утверждения обвинительного заключения.

Окончания суда Соловьев-младший ждал в СИЗО на Шпалерной, в куда более комфортных, чем в старых «Крестах», условиях. В Ленинградском облсуде дело рассматривалось с участием присяжных, которые в ноябре 2016 года 10 голосами против двух вынесли оправдательный вердикт.

Сбежал или позволили уйти?

Сразу после его оглашения с Василия Соловьева сняли наручники. Прокуратура Ленинградской области добилась отмены приговора и направления дела на новое рассмотрения.

Обвиняемый исправно ходил на каждое заседание. Не стало исключением и 31 января, когда присяжные после напутственного слова судьи удалились в совещательную комнату для постановления вердикта. Но когда спустя 3,5 часа они объявили о готовности огласить решение, Василий Соловьев в зале не появился.

Адвокат уверял, что понятия не имеет, где его клиент. Высказывал предположения, что тот мог оказаться в больнице, потому что якобы плохо себя чувствовал. Вероятно, если бы вердикт стал оправдательным, Соловьев вскоре пришел бы в суд с какими-то объяснениями. Но присяжные со счетом 7:5 решили, что вина экс-чиновника доказана.

Все, что оставалось суду — объявить беглеца в розыск и заочно заключить под стражу. Почему не было обеспечено присутствие Василия Соловьева на оглашении вердикта, хотя при желании это можно было сделать — вопрос риторический. Как и то, почему спустя столько лет нет информации даже о его предполагаемом местонахождении.

Будущий заочный приговор Василий Соловьев сможет потребовать отменить, если пожелает услышать его собственными ушами. Максимальное наказание, предусмотренное УК РФ за организацию убийства по найму, ему не грозит, поскольку присяжные решили, что злодей заслуживает снисхождения. Очередное заседание назначено на 9 августа.