16:45, 22 Ноя 2024, Пт

Дата:

Поделиться:

Скандальная история строительства петербургской дамбы

Комплекс защитный сооружений Санкт-Петербурга от наводнений празднует свой 10-й день рождения. Строительство проекта, о котором думать начали еще во времена Петра Первого, тянулось с 1979 по 2011 год, а его стоимость превысила 87 млрд рублей. Мойка78 рассказывает непростую историю дамбы.

Угроза наводнения в Петербурге — дело обычное, и связано это с географическим положением города. Дело в том, что Северная столица расположена в Приневской низменности, между Финским заливом и Ладожским озером.

С приходом циклона ветер с Балтики поднимает волну и гонит ее на Неву. В результате река выходит из берегов, что приводит к наводнению. Такое случалось в Петербурге за все время истории более 300 раз.
По преданию, когда Петр Великий выбирал место для столицы, он встретил финского старика-отшельника. Тот предупредил, что Нева, выходя из берегов, покроет кроны деревьев водой. Однако император его не послушал и заявил, что Петербургу все равно быть.

Наводнения не заставили себя долго ждать — первое случилось буквально через три месяца после строительства города. Потоки воды даже смыли часть стройматериалов. После этого Петр велел укрепить берега и предупреждать о надвигающемся наводнении выстрелом из пушки с бастиона Петропавловской крепости.

Была попытка спроектировать дамбу еще в те времена. Инженер Пьер Доменик Базен даже разработал проект, но, увы, все это осталось лишь на бумаге — не было тогда необходимых технологий.
Однако именно его идеи легли в основу проекта дамбы уже в советскую эпоху. В 1974 году начались предварительные работы. Проект КЗС предусматривал 11 защитных дамб с шестью водопропускными сооружениями и двумя судопропускными.

Строительство началось в 1979 году после очередного катастрофического наводнения. Однако далеко не всем идея строительства дамбы нравилась: начальником строительства и генеральным директором производственного строительно-монтажного объединения «Ленгидроэнергоспецстрой» был назначен Юрий Севенард, а он — личность спорная. Кроме того, в 1980-х появилась теория, что дамба превратит Ленинград в «биологический реактор», что немало взволновало общественность. В итоге из-за людей, которые по большей части вообще не особо разбирались в вопросе, проекту урезали финансирование. Интересно, что две комиссии РАН высказали диаметрально противоположные мнения: от «проект безопасен» до «рекомендуем разобрать недостроенную дамбу».

Дело со строительством шло крайне плохо: к протестам общественности и нехватке денег добавилась общая сложная политическая и экономическая ситуация в стране, а сам Севенард попытался сложить с себя полномочия еще в 1993 году. Однако его все-таки назначили генеральным директором предприятия, и он продолжал руководить строительством вплоть до 2001 года. При нем дамба была построена на две трети.

В 2002 году в отношении Севенарда возбудили уголовное дело по подозрению в нецелевом использовании средств, однако в итоге дело закрыли.

Скандальная история строительства петербургской дамбы
Построить дамбу не могли десятки лет. Фото: КЗС

Через 4 года пост директора федерального предприятия «Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» занял банкир Владимир Коган. Немногим позже Когана назначили заместителем руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), где он подписывал документы по финансированию все той же дамбы.

Скандальная история строительства петербургской дамбы
Владимир Коган занялся дамбой в 2005 году. Фото: скриншот видео с YouTube

Когана не устроили компании, которые занимались до этого строительством дамбы: были заключены допсоглашения и перезаключены контракты. Эти договоренности привели к резкому удорожанию стоимости работ нужных компаний. Согласно отчету аудиторов из Счетной палаты, в результате подобных операций цена заключенных контрактов подскочила с 45,2 до 71,9 млрд рублей.

Стоит отметить, что к проекту привлекли печально известное ОАО «Метрострой» и связанное с ним ЗАО «Компакт»: в 2006 году с этими компаниями заключили договор на 9,8 млрд рублей, затем сумма выросла втрое — до 27,9 млрд рублей. Проверка также выявила, что в 2008-2009 годах дирекция Минрегиона по строительству КЗС заключила 10 договоров без проведения конкурсов, в том числе семь — с единственным поставщиком.

Когана не раз упрекали в том, что проект очень уж подозрительно дорожает с каждым днем (дамба подорожала почти в два раза с 1979 года), что к строительству по загадочному стечению обстоятельств привлекают компании, которые возглавляют старые друзья Когана. Закончить стройку обещали еще в 2008 году, однако справиться в срок не успели.

Фактически стройка завершилась в 2010 году, официально в эксплуатацию дамбу ввели 12 августа 2011 года.

Однако скандалы на этом не закончились. С 2006 по 2017 год возглавлял дирекцию Владимир Щекачихин.

Скандальная история строительства петербургской дамбы
Дамба работает с 2011 года. Фото: КЗС

Он работал на дамбе с далекого 1981 года и прошел путь от мастера до гендиректора. При нем содержанием дамбы занимался все тот же «Метрострой». В итоге Щекачихин покинул пост после проверки Счетной палаты, в процессе которой ведомство обнаружило нецелевое использование бюджетных средств. Уголовное преследование за этим не последовало. Никаких проблем с законом не было и у Когана — он спокойно продолжал заниматься бизнесом после завершения строительства.

Впрочем, все не зря: дамба за 10 лет помогла предотвратить 20 наводнений и сберечь миллиарды рублей бюджету.

Ранее Мойка78 писала, что на дамбах в Петербурге гнездятся краснокнижные утки и крачки.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

Поделиться:

Торговая сеть «Пятёрочка» запустила акцию «Скидка за пятёрку!», которая действует с 1 по 28 октября во всех магазинах. За хорошие оценки школьники получат скидку 20% на продукцию для перекусов, а также примут участие в розыгрыше ценных призов. Активные ученики смогут побороться в соцсетях за 1 млн рублей на обустройство школы.Ученье - свет«Пятёрочка» рядом, чтобы выручать каждого учащегося в новом учебном году. Как именно? Есть сразу несколько ответов:хорошие оценки торговая сеть поощряет, в магазинах всегда можно совершить полезные покупки для школы, ещё и подарки разыгрывает.Получайте новые знания, проявляйте активность и старания будут вознаграждены.Подарки за пятёрки и не толькоЕсли юный гость в период проведения акции покажет на кассе дневник с хотя бы одной оценкой «отлично», то ему предоставят скидку 20%...
Цифровая экосистема МТС установила дополнительные базовые станции стандарта LTE в Красногвардейском, Калининском, Невском, Выборгском районах и населенных пунктах под Всеволожском, которые позволили расширить покрытие, емкость 4G и ускорить мобильный интернет.Новые скорости охватывают северное и северо-восточное направления Петербурга и его пределы: улицы Сантьяго-де-Куба, Латышских стрелков, Верности, Ивана Фомина, Белорусская, Челябинская, Ржевская, проспект Просвещения, а также населенные пункты Всеволожского района Ленинградской области.Улучшения заметили сотни тысяч жителей многоквартирных домов, проезжающие мимо автомобилисты, отдыхающие в близлежащих скверах и парках. Расширяя телеком-инфраструктуру МТС уделяет внимание не только спальным районам, но и точкам притяжения.«Связь и доступ к «цифре» важны везде — и в жилых массивах, и на транспортных артериях — везде жителям и гостям Петербурга и Ленобласти необходим цифровой комфорт», — отметил директор МТС в...