Комплекс защитный сооружений Санкт-Петербурга от наводнений празднует свой 10-й день рождения. Строительство проекта, о котором думать начали еще во времена Петра Первого, тянулось с 1979 по 2011 год, а его стоимость превысила 87 млрд рублей. Мойка78 рассказывает непростую историю дамбы.
Угроза наводнения в Петербурге — дело обычное, и связано это с географическим положением города. Дело в том, что Северная столица расположена в Приневской низменности, между Финским заливом и Ладожским озером.
С приходом циклона ветер с Балтики поднимает волну и гонит ее на Неву. В результате река выходит из берегов, что приводит к наводнению. Такое случалось в Петербурге за все время истории более 300 раз.
По преданию, когда Петр Великий выбирал место для столицы, он встретил финского старика-отшельника. Тот предупредил, что Нева, выходя из берегов, покроет кроны деревьев водой. Однако император его не послушал и заявил, что Петербургу все равно быть.
Наводнения не заставили себя долго ждать — первое случилось буквально через три месяца после строительства города. Потоки воды даже смыли часть стройматериалов. После этого Петр велел укрепить берега и предупреждать о надвигающемся наводнении выстрелом из пушки с бастиона Петропавловской крепости.
Была попытка спроектировать дамбу еще в те времена. Инженер Пьер Доменик Базен даже разработал проект, но, увы, все это осталось лишь на бумаге — не было тогда необходимых технологий.
Однако именно его идеи легли в основу проекта дамбы уже в советскую эпоху. В 1974 году начались предварительные работы. Проект КЗС предусматривал 11 защитных дамб с шестью водопропускными сооружениями и двумя судопропускными.
Строительство началось в 1979 году после очередного катастрофического наводнения. Однако далеко не всем идея строительства дамбы нравилась: начальником строительства и генеральным директором производственного строительно-монтажного объединения «Ленгидроэнергоспецстрой» был назначен Юрий Севенард, а он — личность спорная. Кроме того, в 1980-х появилась теория, что дамба превратит Ленинград в «биологический реактор», что немало взволновало общественность. В итоге из-за людей, которые по большей части вообще не особо разбирались в вопросе, проекту урезали финансирование. Интересно, что две комиссии РАН высказали диаметрально противоположные мнения: от «проект безопасен» до «рекомендуем разобрать недостроенную дамбу».
Дело со строительством шло крайне плохо: к протестам общественности и нехватке денег добавилась общая сложная политическая и экономическая ситуация в стране, а сам Севенард попытался сложить с себя полномочия еще в 1993 году. Однако его все-таки назначили генеральным директором предприятия, и он продолжал руководить строительством вплоть до 2001 года. При нем дамба была построена на две трети.
В 2002 году в отношении Севенарда возбудили уголовное дело по подозрению в нецелевом использовании средств, однако в итоге дело закрыли.
Через 4 года пост директора федерального предприятия «Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» занял банкир Владимир Коган. Немногим позже Когана назначили заместителем руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), где он подписывал документы по финансированию все той же дамбы.
Когана не устроили компании, которые занимались до этого строительством дамбы: были заключены допсоглашения и перезаключены контракты. Эти договоренности привели к резкому удорожанию стоимости работ нужных компаний. Согласно отчету аудиторов из Счетной палаты, в результате подобных операций цена заключенных контрактов подскочила с 45,2 до 71,9 млрд рублей.
Стоит отметить, что к проекту привлекли печально известное ОАО «Метрострой» и связанное с ним ЗАО «Компакт»: в 2006 году с этими компаниями заключили договор на 9,8 млрд рублей, затем сумма выросла втрое — до 27,9 млрд рублей. Проверка также выявила, что в 2008-2009 годах дирекция Минрегиона по строительству КЗС заключила 10 договоров без проведения конкурсов, в том числе семь — с единственным поставщиком.
Когана не раз упрекали в том, что проект очень уж подозрительно дорожает с каждым днем (дамба подорожала почти в два раза с 1979 года), что к строительству по загадочному стечению обстоятельств привлекают компании, которые возглавляют старые друзья Когана. Закончить стройку обещали еще в 2008 году, однако справиться в срок не успели.
Фактически стройка завершилась в 2010 году, официально в эксплуатацию дамбу ввели 12 августа 2011 года.
Однако скандалы на этом не закончились. С 2006 по 2017 год возглавлял дирекцию Владимир Щекачихин.
Он работал на дамбе с далекого 1981 года и прошел путь от мастера до гендиректора. При нем содержанием дамбы занимался все тот же «Метрострой». В итоге Щекачихин покинул пост после проверки Счетной палаты, в процессе которой ведомство обнаружило нецелевое использование бюджетных средств. Уголовное преследование за этим не последовало. Никаких проблем с законом не было и у Когана — он спокойно продолжал заниматься бизнесом после завершения строительства.
Впрочем, все не зря: дамба за 10 лет помогла предотвратить 20 наводнений и сберечь миллиарды рублей бюджету.
Ранее Мойка78 писала, что на дамбах в Петербурге гнездятся краснокнижные утки и крачки.