Многолетняя возня на рынке строительства метро в Петербурге, кажется, надоела Владимиру Путину. Раз городские компании не могут договориться и начать работать, сделать это — найти строителей — придется федеральному центру, конкретно — главе правительства страны.

Премьер-министру Михаил Мишустину предстоит до октября 2021 года определить одну-единственную компанию по проектированию, реконструкции и строительству метрополитена в Петербурге. Так распорядился президент РФ Владимир Путин.

Во вторник, 17 августа, губернатор Александр Беглов отправился в Москву, чтобы обсудить транспортное развитие города с федеральными чиновниками. Конкретнее речь пойдет о развитии петербургского железнодорожного узла, строительстве второго терминала аэропорта Пулково и второго КАД, а также о наболевшей ситуации с метрополитеном.

Напомним, четыре года назад глава Петербурга решил взять в свои руки строительство подземки.

Предприятие ОАО «Метрострой» за это время прошло семь кругов ада. В конце января 2019 года Смольный разорвал контракты с «Метростроем», по официальной версии, из-за большого числа недоделок и срыва сроков. К примеру, станции метро «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» должны были сдать к 20 декабря 2018 года, а не к концу января 2019 года, и то были они готовы лишь на 80%.

«Метрострой» тогда обвинил в ответ Смольный в задержке платежей по некоторым объектам, из-за чего предприятие не могло укомплектовать штат. Это повлияло на сроки строительства. Также правительство Петербурга упрекнули и в том, что по уже готовым объектам чиновники долго согласовывали документацию, приемку и, соответственно, конечную выплату средств по госзаказу.

В том же 2019 году тучи сгустились над головой гендиректора и одного из основных совладельцев предприятия Николая Александрова. Мужчину задержали по обвинению в растратах на нескольких стройках и посадили под домашний арест. Однако 8 декабря 2020 года срок содержания истек и продлевать его не стали. Он был отпущен под подписку о невыезде.

После этого кресло главы «Метростроя» поочередно занимали бывший председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергей Харлашкин и заместитель и главный инженер Алексей Старков.

В конце концов в начале 2021 года в «Метрострое» обновился совет директоров, в основном на местах оказались люди, представляющие город, а роль гендиректора перекочевала Ивану Каргину, бывшему заместителю Харлашкина в КРТИ. Однако 6 августа стало известно о назначении Алексея Старкова временно исполняющим обязанности гендиректора ОАО «Метрострой».

Чтобы метро в Петербурге все-таки строилось, Смольный совместно с банком ВТБ создал предприятие «Метрострой Северной столицы» (МСС), которое намеревается перехватить контроль над мощностями ОАО «Метрострой» Александровых.

Судя по всему, в дальнейшем МСС планирует стать единственным строителем метро, а из «Метростроя», находящегося в предбанкротном состоянии, перетянуть к себе людей, технику и арендованные площади. Для этого 5 июля МСС даже выкупил у ООО «Таск» долги «Метростроя» на 3,7 млрд рублей.

Впрочем, ознакомившись со всеми обстоятельствами, Мишустин может принять совершенно иное решение, не в пользу МСС. К примеру, решив, что петербургские компании уже достаточно наигрались в самостоятельное строительство метрополитена, он введет московские предприятия («Мосметрострой» или «Мосинжпроект», к примеру) в помощь соседям. Может, хотя бы тогда петербуржцы наконец-то получат обещанные десятилетия назад станции метро.

Ранее Мойка78 писала о том, что в Петербурге за 10 лет могут открыть 12 станций метрополитена для горожан. Сейчас администрация готовит программу, реализация которой будет выполнена до 2045 года.