Рынок наружной рекламы во время пандемии из процветающей отрасти превратился в кризисную. Но Смольный держится за рекламные конструкции так, словно в бюджет они приносят столько же денег, что и налоги «Газпрома» после переезда. Но есть риск, что скоро рекламные операторы начнут осаждать пороги комитета по печати, прося отсрочку платежей. Члены ассоциации рекламораспространителей Московской области (АРМО) так и поступили: право на паузу в выплатах они просят закрепить на законодательном уровне. Мойка78 прошлась по Петербургу и поняла: простаивающие и ржавеющие билборды только уродуют город, рекламные конструкции на набережных только портят вид и мешают уборке, а бизнесу в эпоху диджитал они не нужны.

В 2020 году рынок наружной рекламы Петербурга сократился на 22%, до 2,4 млрд рублей, подсчитали в АКАР Северо-Запад. По прогнозам экспертов, в 2021 году рынок сократится еще на 10%. В связи с массовым уходом рекламодателей в интернет операторы билбордов в Петербурге терпят убытки. При этом коммерческие предложения на рекламных носителях можно найти все реже, а значит, необходимость наличия таких конструкций вызывает все больше вопросов. Мойка78 взглянула поближе на финансовые проблемы основных операторов наружки в Петербурге и удивилась, как собственники компаний еще не начали официальные публичные переговоры по снижению отчислений.

Петербургский рынок билбордов поделили еще в 2017 году, тендеры разыгрывали на 10 лет. Одним из лидеров по числу контролируемых площадок стало ООО «Рекмастер». Эту компанию как раз в апреле 2021-го выкупил владелец сервиса «Кассир.ру» Евгений Финкельштейн. Сделку с бывшими собственниками «Рекмастера» Маргаритой Сахаровой и Антоном Шугалеем «Коммерсант» оценил от 40 до 90 млн рублей. Цифра могла быть солиднее, если бы не падение выручки и прибыли компании за пандемию на порядка 78%, по данным СБИС. При этом «Рекмастер» с 2019 года не светился на рынке госзаказа, вероятно, Финкельштейн, который также владеет корпорацией PMI, организующей массовые мероприятия, будет использовать афишные стенды под собственные ивенты после снятия ограничений. Ежегодно «Рекмастер» за использование 1458 рекламных щитов и стендов должен отчислять в бюджет порядка 150 млн рублей. Хотя львиная доля структур Финкельштейна показала драматическое падение выручки и рост убытков за 2020 год.

Накануне пандемии, в 2019 году, еще один оператор наружной рекламы ООО «Рус Аутдор» с московской пропиской сменил собственников. Формально учредителем компании, согласно СБИС, числятся офшоры «Медиа Саппорт Сервисес» и «Меркури Оутдор». Но уставный капитал полностью находится в залоге у банка ВТБ, РБК называет кредитную организацию под руководством Андрея Костина основным акционером. У ООО «Рус Аутдор» за пандемию чистый убыток общества вырос с 469 млн до 1,3 млрд рублей.

ЗАО «Постер» Кирилла Опарина тоже нечем похвастаться. За 2020 год, согласно бюджетно-финансовой отчетности, опубликованной на портале Федеральной налоговой службы, компания сократила выручку на 46%, до 414 млн рублей, а прибыль и вовсе превратилась в 71 млн убытков.

Согласно контрактам, суммарно операторы рекламных конструкций должны «перечислять» в бюджет 980 млн рублей, на деле же это Смольному приходится субсидировать отрасль через социальные проекты: кампанию по вакцинации от ковида и выборы-2021. Рекламщикам можно было рассчитывать на избирательную кампанию в Госдуму и ЗакС. Но и тут случилась осечка. Кандидатов, которые предпочли разместить свои агитации на обочинах, можно пересчитать по пальцам.

Из-за отсутствия реальных рекламодателей, которые готовы вкладывать средства в размещение на билбордах, Смольному ничего не остается, как забивать ржавеющие конструкции социальной рекламой. Больше они никому не нужны. В бюджете города на 2021 год было заложено 8,1 млн рублей. Схема получения финансирования подобной рекламы непрозрачна насколько это возможно. К подрядчикам приходят не по классической схеме госзакупок, а через грантовую поддержку НКО. На сайте Смольного также не афишируются получатели субсидий.

Еще одна схема появления социальной рекламы на улицах — через тендеры на украшение Петербурга к праздникам. В частности, пустующие конструкции забиваются поздравлениями с Днем Победы, 1 сентября и далее по списку. В таком случае задействованы два подрядчика: «хозяин» билборда и компания, непосредственно занимающаяся украшением города. Какой процент от закупки оформления уходит именно на рекламные конструкции — история умалчивает. Мы насчитали 13 подрядов, где помимо гирлянд и транспарантов задействованы еще билборды. При этом, как заявили Мойке78 в комитете по печати, под социальную рекламу может быть использовано только 5% мест, для Петербурга это всего 463 рекламные конструкции.

По заверениям комитета по печати, бюджет города ежеквартально получает около 248 млн рублей от операторов наружной рекламы. Но сумма платежей может измениться, например, на время ремонтных работ. Тогда компания может вовсе не платить за аренду места, но массового приведения баннеров в порядок наблюдать не приходится.

Выводы напрашиваются сами собой: Петербург пора избавить от рекламных конструкций и экранов, которые только «высасывают» из бюджета дополнительные средства. Мойка78 предложила комитету по градостроительству под руководством Владимира Григорьева демонтировать неиспользованные конструкции. Но понимания у чиновников не нашла, редакцию направили в комитет по печати. Его руководитель Владимир Рябовол, в свою очередь, сразу сослался на миллиардные контракты с подрядчиками, мол, расторгнуть их не получится.

В отличие от предыдущих губернаторов Петербурга, Александра Беглова, судя по всему, тоже не заботят портящие вид рекламные «дыры». Хотя история еще помнит, как Валентина Матвиенко одним махом ликвидировала все растяжки на Невском проспекте, а Георгий Полтавченко избавил центр от крупногабаритных баннеров еще в 2012 году.

Ранее Мойка78 сообщала, что сегодня на заседании Заксобрания будут рассматривать кандидатуру Максима Мейксина на должность вице-губернатора Петербурга. Мейксин в том числе будет отвечать за наружную рекламу в Петербурге.