Спорт — далеко не самая популярная тема в русской поэзии. Тем не менее иногда поэты обращались и к ней. Мойка78 рассказывает о таких случаях.

Владимир Высоцкий

Величайший русский поэт, актер и певец был главным идеологом спортивной тематики в отечественной поэзии. Высоцкий и сам регулярно занимался спортом и физическими упражнениями, поэтому мог похвастать великолепной физической формой. Например, Владимир Семенович делал стойку на голове в клипе на песню «Утренняя гимнастика». И это в 1979 году, за год до смерти, когда, по словам всяких злопыхателей гения, Высоцкий якобы был законченным наркоманом и почти ничего не соображал от своей пагубной зависимости. Хочется спросить: а может ли кто-то еще из наркоманов и алкоголиков отжиматься только при помощи рук, оторвав ноги от земли?

Существует байка, что Высоцкий поспорил с друзьями, что напишет песни о всех видах спорта из легендарной советской лотереи «Спортлото». Это, конечно, миф, но стихов о самых разнообразных спортивных состязаниях у Владимира Семеновича действительно много. Здесь и уже упомянутая «Утренняя гимнастика», и «Песня сентиментального боксера» и Пеле, который ест крем-брюле, и две части «Чести шахматной короны», и очень много чего еще. Перечислять можно бесконечно.

А главное, даже спортивные песни Высоцкого — это совершенно потрясающий слог, уникальное и виртуозное владение всеми пластами лексики русского языка, гениальные образы и шедевральное использование средств художественной выразительности. В этом плане Владимиру Семеновичу, пожалуй, не было равных за всю историю русской поэзии. Даже Пушкин позавидовал бы мастерству Высоцкого.

Иосиф Бродский — «Развивая Платона»

Стих Бродского, где есть отсылки к футболу, в конце нулевых среди поклонников серии игр ФИФА сделал очень популярным комментатор Василий Уткин. Он принимал участие в озвучке футбольных симуляторов и произнес там фразу, в которой цитировал Иосифа Александровича. Комментатор упомянул строки из произведения поэта «Развивая Платона».

Я бы вплетал свой голос в общий звериный вой Там, где нога продолжает начатое головой Из всех законов, изданных Хаммурапи, самые главные — пенальти и угловой,
— писал Бродский о футбольном матче.

Этот отрывок стал частью культурного кода искушенных футбольных болельщиков, а белорусский клуб «Витебск» даже выпустил мерч с этими строками.

К футболу, кстати, Бродский обратился неспроста. По словам комментатора Геннадия Орлова, который хорошо знал Иосифа Александровича, Бродский был большим поклонником самой популярной игры с мячом и болел за ленинградский «Зенит».

Владимир Набоков — Football

Набоков, как и Бродский, был страстным поклонником футбола. Хотя его главные спортивные увлечения, безусловно, шахматы и бокс. Последним он даже занимался профессионально. О Набокове обычно не говорят как о поэте. Он известен как прозаик, а с поэзией его связывают в основном переводы Пушкина на английский язык, в частности «Евгения Онегина». Тем не менее к теме футбола Владимир Владимирович решил обратиться именно в стихах.

В 1920 году Набоков написал стихотворение, которое так и назвал — Football. Вот фрагмент из него.

А там все прыгал мяч, и ведать не могли вы, Что вот один из тех беспечных игроков В молчанье, по ночам, творит, неторопливый, Созвучья для иных веков,
— писал Набоков.

Произведение, кстати, во многом автобиографическое. Лирический герой — вратарь, который в свободное от футбола время пишет стихи. А Набоков в интервью американским СМИ признавался, что в юности играл в футбол как раз на позиции голкипера.

Кстати, другие спортивные увлечения Набокова тоже нашли свое отражение в его произведениях, но уже прозаических. Например, роман «Защита Лужина» рассказывает о шахматисте.

Евгений Евтушенко — «Прорыв Боброва»

Легендарный русский поэт, который номинировался на Нобелевскую премию, но, к сожалению, ее не получил, как и многие мужчины Советского Союза, фанател от футбола и хоккея. Его страсть к этим двум видам спорта вылилась в стих «Прорыв Боброва». Он посвящен великому советскому спортсмену Всеволоду Боброву, который как раз соединял в себе и футболиста, и хоккеиста. Летом играл на траве, зимой — на льду.

В произведении есть много отсылок к реальным футбольным личностям и событиям той эпохи. Например, упоминается знаменитый футболист и тренер московского «Динамо» Михаил Якушин.

Когда с обманным поворотом он шел к динамовским воротам, аж перекусывал с проглотом свою «казбечину» Михей,
— писал Евтушенко.

Упомянул Евгений Александрович и о знаменитом турне московского «Динамо» по Великобритании, где советский клуб обыграл несколько лучших английских, валлийских и шотландских клубов. Все тот же Якушин взял Боброва в это турне из ЦДКА для усиления команды.

И трепетал голкипер «Челси». Ронял искусственную челюсть надменный лорд с тоской в лице,
— писал Евтушенко.

Но главная цитата из этого произведения — «Шаляпин русского футбола, Гагарин шайбы на Руси». Она даже выгравирована на одном из валунов памятника Боброву в родном Сестрорецке. Именно под таким художественным прозвищем сейчас Всеволода и вспоминают. Уникальный спортсмен, который легко совмещал два вида спорта и в хоккее добился даже больших успехов, чем в футболе. Бобров — олимпийский и двукратный мировой чемпион. Легенда спорта, которую совершенно заслуженно обессмертила легенда поэзии.

Роберт Рождественский — «Репортаж о лыжной гонке»

Любимое стихотворение биатлонного гуру Дмитрия Губерниева. Комментатор регулярно цитирует строки из него в эфире трансляций «Матч ТВ», когда хочет поддержать и подогнать наших спортсменов. Посвящен «Репортаж о лыжной гонке» блестящей победе советских лыжников в эстафете на Олимпиаде 1972 года в Саппоро. А именно Вячеславу Веденину, который тогда бежал последний этап.

Веденин принял эстафету вторым с отставанием в минуту от норвежца. За его спиной в секунде от него висел швед. И вот так вдвоем они смогли отыграть колоссальный отрыв, а на финише Вячеслав убежал в подъем от скандинава и триумфально принес советской сборной золотые медали.

Теперь, когда кому-то из наших трудно, Губерниев неизменно вспоминает эту историю и следующие строки.

Бесконечен этот тягун, Как дорога в неблизкий свет. За твоей спиною сквозь гул Потрясающе катит швед! Ты выигрываешь у него Полскеунды, пол-ерунды! Крут подъёмище! Кто кого: Или он тебя, или ты,
— писал Рождественский.

Поэт имел полное право назвать свое стихотворение репортажем. Рождественский был на Олимпиаде в Саппоро в составе делегации советской сборной и видел гонку и легендарный прорыв Веденина вживую.

Ранее Мойка78 рассказала о главных интригах нового сезона НХЛ.