За 7 лет существования портала «Наш Санкт-Петербург» никто так и не убрал возможность оставлять жалобы анонимно. Выходит, что на капризы людей, чьи личности даже не установлены, ежегодно тратят миллионы рублей.

На проблему анонимности жалоб на этом портале обратил внимание вице-губернатор Анатолий Повелий во время встречи с депутатами ЗакСа. Он отметил, что на портале есть проблема с излишне активными пользователями. Причем отдельные «диванные эксперты» жалуются в интернете даже на проекты детских садов и благоустройства набережных — но установить, кто именно это делает, нельзя. Повелий усомнился в том, что оценки таких анонимов вообще должны на что-либо влиять.

Портал появился еще во времена, когда пост главы города занимал Георгий Полтавченко, в 2014 году. Однако до сих пор для того, чтобы зарегистрироваться на портале, достаточно ввести адрес электронной почты — на нее придет ссылка для подтверждения.

При этом указать при регистрации можно абсолютно любое имя — так что потом никто не сможет установить, кто именно оставил жалобу.

При желании на портале можно назвать себя любым именем. Фото: скриншот портала «Наш Санкт-Петербург»

На самом портале имена отображаются кратко – «Андрей К., Анна С.». Кроме того, один человек в день может оставить до 30 жалоб. При этом чиновники должны отреагировать на каждую из них — и неважно, аноним ли их оставил или не аноним.

В итоге время, которое можно было бы потратить на решение реальных проблем, может уйти на разбирательство с теми, кто строчит жалобы от скуки, — никакой ответственности за это все равно нет. А еще можно оставлять жалобы из чувства мести, вредить подобным образом конкурентам или обидчикам — поле для деятельности огромное.

Можно было бы продумать систему идентификации пользователей — ведь можно же на портале зарегистрироваться через «Госуслуги», где ФИО настоящие. Да, оставить жалобы некоторых категорий можно только при наличии аккаунта там, однако в открытом доступе имя все равно будет отображаться только в кратком формате.

Уже не раз бывало так, что по причине таких анонимных жалоб в Петербурге принимали весьма сомнительные решения. Так, именно из-за жалобы закрасили граффити с Виктором Цоем, да и изображение Хармса с дома по улице Маяковского исчезнет совсем скоро как раз после такого обращения. Или, например, в Невском районе города разнесли облагороженный местными жителями двор — просто потому, что кто-то счел украшения и цветы в нем «объектами незаконного благоустройства».

Анонимная жалоба на портале «Наш Санкт-Петербург». Фото: скриншот портала «Наш Санкт-Петербург»

Причем из-за особенностей работы портала никто даже не может узнать, какое отношение к дому имеет автор жалоб.

Пару лет назад в городе даже собирали подписи под петицией с просьбой реформировать портал.

Монстр, который сформировался в результате деятельности никому не ведомых «модераторов», работающих по каким-то своим законам, поглощает большую часть времени и, что немаловажно, людских и материальных ресурсов,
, — писали тогда авторы петиции.

Однозначно сказать, сколько денег тратится на содержание портала, сложно. На сайте госзакупок летом 2021 года был размещен госзаказ от СПбГУП «Санкт-Петербургский аналитический центр» более чем на 10 млн рублей. За эти деньги подрядчик должен был оказать услуги по «сопровождению государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» в 2021 году» в части подсистемы «Портал «Наш Санкт-Петербург».

На содержание портала тратят миллионы рублей. Фото: скриншот сайта госзакупок

Сколько денег тратится на выполнение запросов анонимов, подсчитать нельзя.

Петербуржцы уже не раз жаловались на работу портала: обращения то скрывают, то отклоняют жалобы по загадочным причинам. По итогу все равно горожанам приходится сталкиваться все с той же бюрократией и чисто чиновничьим отношением, когда порой с какими-либо проблемами борются лишь для отчета и «галочки». Например, жалобы по поводу коронавируса портал начал принимать лишь с февраля 2021 года — когда с момента начала пандемии прошел год.

Если верить статистике на сайте, за все время работы портала поступило 3 452 250 сообщений, 3 342 065 было решено. Однако новые сообщения все еще продолжают поступать, а на содержание портала продолжают тратить городской бюджет. А при подобном подходе к работе поток жалоб вообще никогда не иссякнет.

Ранее Мойка78 сообщала, что в июле на портал «Наш Санкт-Петербурге» чаще всего жаловались из-за граффити, мусора и насекомых.