Федеральный центр рассматривает возможность отказа от строительства Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Петербургом и Москвой. О причинах и последствиях этого рассуждает предприниматель Игорь Щерба:

«Я вижу причину отказа от строительства в том, что сейчас короли госзаказов хотят зарабатывать деньги не на оптимизации, а на постоянном повышении тарифов. Вот недавно «Автодор» говорил, что не справляется по расценкам работать, просил повышения, и Минтранс повышает тарифы. Сейчас приблизительно такую же тематику вижу и в РЖД, потому что в принципе короли госзаказов, одни и те же фамилии, к свободной конкуренции не готовы, а пытаются все за счет налогоплательщиков каким-то образом решать свои проблемы.

То, что эти проекты необходимы, в этом вообще сомнения нет. Учитывая то, что по РЖД еще идет стройка на восточном узле так называемый БАМ, и там сейчас провальный темп, соответственно, видимо, чудо-подрядчики не могут справиться с такими объемами.

Печально, что такой проект будут закрывать. Во-первых, у нас и так на самом деле отставание большое идет по поводу скоростных магистралей. Если брать в пример тот же Китай, то в России высокоскоростных магистралей довольно мало.

Одним из самых рентабельных проектов был «Сапсан» между Петербургом и Москвой. Одного «Сапсана», конечно, недостаточно. Он сейчас ходит по главному ходу, который был сделан еще при Николае. Максимальную скорость развивать он не может. В европейских странах или, скажем, в Китае максимальная скорость движения до 400 км/ч, а у нас «Сапсан» развивает 240 км/ч. По сути дела, он немножко быстрее, чем во времена СССР ходил «Невский экспресс». Разница не принципиальная.

Должно быть еще одно железнодорожное полотно, которое может выдерживать такую нагрузку. И для поезда то полотно, которое сейчас лежит, не соответствует стандартам, которые должны быть. Плюс высоковольтная линия не выдерживает такую нагрузку. Понятно, что нужно создавать новую инфраструктуру.

По большому счету, что такое 700 км скоростного движения для такой страны как Россия. Тут не то, что два мегаполиса надо замыкать, а надо ставить ВСМ уже по всей РФ.

В первую очередь от отказа строительства потеряет бюджет. Дороги, не важно железные или общего пользования, — это артерии страны. Если эти артерии мы делаем в таком темпе, это замедляет и экономическое развитие».