Прошла почти неделя с того момента, как слесарь-сантехник ЖКС №2 Выборгского района Санкт-Петербурга Николай Филь пострадал на работе во время устранения прорыва трубы на Есенина, 15. В среду, 8 декабря на тепловой сети ГУП ТЭКа прорвало трубу. Причем происходят прорывы по этому адресу не в первый раз. Во время вызова Филь заметил, что к остановке на Есенина приближается троллейбус. Сантехник понял, что пассажиры могут пострадать, если выйдут из транспорта, поскольку по улице лился кипяток. Тогда Филь отважно побежал по горячей воде предупреждать горожан, чтобы они оставались в троллейбусе. В итоге сам слесарь обварился, однако понял это Филь лишь спустя 10 минут. Тогда его отнесли спасатели МЧС на руках и отправили в свой госпиталь.
ОСТАНОВИТЕСЬ, ТАМ ОПАСНО!
Мобильный телефон, это умное изобретение человека, ограждающее людей от необходимости встречаться вживую, звонил беспрестанно. Но для Николая Филя телефон сейчас был единственной возможностью чувствовать нерв привычной жизни: экстренных вызовов, стремительных выездов, напряженной работы по устранению аварий. И что есть такое чувство – чувство локтя.
«Ребята, все нормально! Скоро поправлюсь, и тогда встретимся!» — коротко отвечал Николай на звонки и глаза наполнялись теплом и внутренним светом. Затем он бросал взгляд на собеседника: мол, извините, ничего не поделаешь, коллеги волнуются.
И только в конце нашей беседы Филь дольше обычного изучал номер телефона звонившего. Он явно был ему незнаком. «Николай Викторович, — послышалось в трубке, — как директор троллейбусного парка хочу выразить благодарность и сообщить, что наши работники подготовили небольшой сувенир для вас. Так что встречайте в ближайшее время».
Филь подтвердил, что встретит представителей троллейбусного парка во дворе дома. «Да, ходить могу», — сказал Николай, хотя каждый шаг ему пока дается с трудом.
АВАРИЯ НА «ЧЕРНОЙ МЕТКЕ»
На профессиональном языке работников аварийной службы выражение «черная метка» – это те адреса, где чаще всего случаются происшествия. Так вот, для слесаря-сантехника ЖКС №2 Выборгского района Николая Филя адрес Есенина, 15 – это своеобразная «черная метка»: место слабое, ежегодно ремонтники раскапывают землю, меняют трубы, накладывают новые сварочные швы. Но они почему-то не выдерживают резких перепадов температуры. Аварии на подземных сетях ресурсоснабжающих организаций здесь привычное дело. Поэтому, когда 8 декабря вечером на экране смартфона он увидел сообщение дежурного Единой Аварийно-Диспетчерской Службы, что произошел прорыв на тепловой сети ГУП ТЭКа, только пожал плечами: «Зима еще не начиналась, а примета сработала».
На раздумья времени не оставалось. Рядом с местом аварии многоквартирный дом, за который отвечает ЖКС №2. Это семь парадных. Сотни квартир. Более тысячи жителей. И вообще, место бойкое: рядом проспекты Энгельса, Луначарского, Учебный переулок…
Аварийную машину ждать не стали: до места технологического нарушения какая-то сотня метров. С напарником Артемом Трошкиным взяли сигнальную ленту для ограждения опасных участков, и необходимый в таких случаях инструмент.
Почти за двадцать лет работы в аварийной службе Николай видел многое, но с подобным приходилось сталкиваться не часто. Многоквартирный дом с трех сторон был окружен горячей рекой и плыл в густых клубах пара как огромный корабль-призрак.
О масштабах аварии Николай Филь сообщил диспетчеру ЕАДС, затем коммунальщики обозначили сигнальной лентой наиболее опасные участки: места прохода людей, внутриквартальные проезды. Развернули нескольких водителей-лихачей, пытавшихся проехать к своим парадным оказавшегося в осаде дома. Оставалось выставить ограждение непосредственно в районе бьющего из-под асфальта фонтана. Работать приходилось в сложных условиях. В облаках густого пара трудно было что-либо разглядеть на расстоянии вытянутой руки. Вдруг Филь заметил, как к остановке общественного транспорта на улице Есенина приближаются размытые влажной серой пеленой огни фар маршрутного троллейбуса. Он понял: через мгновение может произойти непоправимое.
И ОН СДЕЛАЛ ВЫБОР…
Их разделял поток горячей воды. Человека и троллейбус. Сейчас машина последний раз качнется на дороге и замрет на остановке. Двери салона распахнутся, и после объявления водителя, что из-за отсутствия видимости машина дальше не пойдет, пассажиры окажутся на тротуаре, а там и до беды недалеко.
В зимнее время ресурсоснабжающие организации, как правило, поддерживают температуру горячей воды +90 градусов. При низких температурах, ее повышают. В тот день температура наружного воздуха была ниже – 20 градусов, а в трубах тепловой сети вода была +98 градусов.
Разлившаяся бурная река парила в темноте студеного зимнего вечера, неслась по асфальту, прокладывая себе русло в местах еще недавних пешеходных переходов и выездов транспорта, заполняла проезжую часть улицы Есенина, парализуя движение на магистрали. Николай оказался единственным, кто досконально знал обстановку, и кто мог реально помочь пассажирам вечернего рейса. Оставалось преодолеть водную преграду. Его напарник, Артем, в аварийной службе новичок, да и опыта у него нет, как действовать в экстремальных ситуациях, поэтому Филь не стал медлить.
Николай шагнул в кипяток.
Вовремя. Двери троллейбуса с шумом открылись.
– Моя машина! – выбежавший из салона троллейбуса пассажир бросился в сторону парящего фонтана воды.
Еще несколько человек решили прорваться к своим парадным через разлившуюся реку горячей воды, практически, при нулевой видимости.
– Остановитесь, там опасно! – встал на их пути Николай Филь.
Решительные действия слесаря-сантехника подействовали на пассажиров отрезвляюще. Они остановились и смотрели на человека, который выбежал им навстречу из клубов пара и требовал вести себя крайне осмотрительно. Люди не понимали, как им поступать дальше. Филь объяснил, что меры приняты и скоро перекроют воду, а сама авария серьезная, характер повреждения оценить сложно. Поэтому лучше вернуться в салон троллейбуса. Так безопаснее.
Вскоре к месту аварии прибыл боевой расчет МЧС. Пожарные оценили профессиональные действия сантехника, быстро взяли ситуацию под свой контроль. Поинтересовались, нет ли среди людей пострадавших. После этого пассажиров, решивших вернуться к метро, на руках перенесли через рукотворную реку, там, где были мелкие участки. А Николай вдруг почувствовал боль.
– Ребята, не могу идти. Ноги горят! – произнес он, обращаясь к пожарным.
Его на руках отнесли в Скорую помощь. Пока ехал в больницу, казалось, ему позвонили все руководители и работники ЖКСа, интересовались здоровьем. В госпитале МЧС на Оптиков врачи поставили диагноз: ожог второй степени голеностопных суставов обеих ног.
– Вел себя, как настоящий боец, — оценили действия сантехника военные медики.
Николай Филь не стал говорить им, что он участник боевых действий на Северном Кавказе, имеет ведомственные боевые награды. Промолчал.
…Пока человек живет на земле, он будет строить заводы, прокладывать магистрали и сети, внедрять современные технологии и применять новые материалы. Но при этом никто не застрахован от сбоев и аварий.
И как бы бурно не развивался прогресс, всегда неизменно высокой останется цена на смелость, мужество и самоотверженные действия. А совершают их, как правило, люди скромные и немногословные. Такие, как Николай Филь, слесарь-сантехник аварийной службы ООО «ЖКС №2 Выборгского района».
Ранее Мойка78 сообщала о том, что Петербург продолжает тонуть: на проспекте Обуховской Обороны прорвало трубу.