В Петербурге во вторник, 25 января, на входе в Смольный собор, архитектором которого является Бартоломео Франческо Растрелли, открылось музейное пространство с историческими гравюрами с видами храма и информационными экранами.

На Западе распространена практика оформлять входные группы соборов подобным образом, при этом в России это редкость. Музейное пространство в Смольном соборе удалось создать силами Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Организация взяла на себя все расходы и выполнила необходимые работы.

Открыть музейное пространство Фонд постарался к Татьяниному дню, который стал праздноваться в соборе с 2016 года. Именно тогда он был передан Русской православной церкви. На мероприятие каждый год приезжают студенты и ректоры вузов.

Во входной группе Смольного собора находится ряд уникальных экспонатов, среди которых две гравюры — современницы Растрелли. На них представлен ансамбль Смольного монастыря, который задумывался архитектором изначально.

По его замыслу, колокольня собора должна была достигать 168 метров в длину. Строительство началось в 1750 году, однако через шесть лет оно было приостановлено, а позже заморожено на 70 лет. Тогда было сооружено лишь два уровня из пяти.

В ХIХ веке под руководством архитектора Василия Стасова храм достроили, но позже колокольня собора была утрачена.

Как представлял себе собор Растрелли, в ближайшее время можно будет увидеть в 3D в открывшимся музейном пространстве. Автор концепции входной группы Савелий Архипенко обещает, что в центре входной группы будет размещена состоящая из более чем тысячи деталей реплика макета недостроенной колокольни.

В планах у Фонда, главой которого является Илья Козлов, воссоздание иконостаса Смольного собора. Храм утратил его при советской власти. Приступят к работам совсем скоро, в феврале, а завершить работы планируют примерно через три года.

Фонд также собирается перенести список чудотворной иконы Федоровской Божией Матери в храм ко дню Пасхи. В 2022 году праздник отметят 24 апреля.