Санкции, введенные странами Запада против РФ, всполошили россиян и заставили их вспомнить о дефиците в 1980‑е и 1990‑е годы. Работница советской торговли Мария Полякова рассказала, как в те годы обстояли дела на отечественном рынке на самом деле, как реагировали на нехватку продуктов начальники предприятий и что им грозило за подъем цен. 

В кризисные годы Полякова успела сменить три места работы. В 1978 году она руководила столовой Кировского завода, в 1984‑м разрабатывала поточную линию по производству «крабовых» палочек, а в 1991‑м — работала в легендарной петербургской пышечной «Час пик» на углу Невского и Желябова (ныне Большая Конюшенная). По ее словам, на ее памяти в стране не было еще ни одного бескризисного десятилетия. В беседе с «МК в Питере» она раскрыла главные секреты по работе производителей в условиях дефицита. 

Так, в 1970 году с приходом дефицита мяса было принято решение заменить мясные котлеты на зразы — мясные рулеты с картофельной, грибной и любой другой ­начинкой. При этом когда в Ленинграде только начали производство «крабовых» палочек», сырье в виде белой рыбы в целях экономии стали ввозить из Финляндии и Китая. 

По воспоминаниям Поляковой, во время работы в легендарной пышечной она совместно с коллегами приняла решение повысить стоимость пышки на одну копейку. Дело было в том, что в «Час пик» не завезли сахарную пудру, и повара решили использовать сахарный песок. 

«Из-за этого пришлось менять калькуляцию, и цена пышки выросла на 1 копейку. За это нас всех тогда лишили премий, а цену приказали восстановить»,

поделилась она.

Полякова уверена, что любые продукты и логистические пути в случае необходимости можно заменить, а потому ажиотаж в текущих условиях совсем не оправдан.  

«Даже в советское время витрины часто пустовали не из-за реального дефицита, а из-за того, что руководство торговых точек придерживало продукт, а потом увеличивало сбыт за счет ажиотажа»,

вспоминает Мария Полякова, добавляя, что за такие действия можно было понести уголовную ответственности. 

Как сообщала ранее Мойка78, бойкот, объявленный России крупными зарубежными компаниями, стал причиной взрывного роста цен практически на все категории необходимых товаров — в том числе и на предметы женской гигиены. Это привело к ажиотажному спросу населения на прокладки и тампоны, а впоследствии — и вовсе к их дефициту на отечественном рынке. Руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова рассказала, как российская экономика может решить назревшую проблему.