Тренд на импортозамещение в России требует не только активной работы предприятий и вложений в новые технологии, но и подготовки соответствующих кадров. Искать гениев-инженеров, похоже, придется еще со школьной скамьи. Но чтобы выявить таланты, для них нужно создать благоприятные условия и доступное обучение. Как выяснила Мойка78, работы в этом направлении в Петербурге предстоит много.
Во время пленарного заседания во время ПМЭФ президент России Владимир Путин обозначил вектор развития в рамках импортозамещения. В частности, первое лицо государства заявил, что промышленникам, инженерам и разработчикам не нужно копировать западные образцы, а создавать уникальные проекты, которые были бы конкуренты на мировой арене.
«Надо создавать собственные конкурентные технологии, товары и сервисы, которые способны стать новыми мировыми стандартами»,— заявил Путин на ПМЭФ.
В качестве примера он привел советского конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева, который стремился создать уникальные технологии и работал на перспективу. Задание по созданию работающих продуктов в импортозамещении может быть адресовано не только предприятиям и университетам, но и лично глава комитета по образованию Наталии Путиловской и профильному вице-губернатору Ириной Потехиной. Объединившись, они могли бы организовать тематические студии по робототехнике и инженерному делу. Однако пока большинство клубов для технарей и потенциальных драйверов импортозамещения в Петербурге остаются частными.
Например, сеть школ HI Robots обучает детей программированию и робототехнике, и, как бы странно не звучало, проектированию в Mine Craft. Не исключено, что после этих курсов Петербург пополнится талантливыми архитекторами, но если не будет технологий для замещения строительных материалов и дорожной техники, то усилия преподавателей будут тщетными. Примечательно и то, что судя по реквизитам, указанным на сайте школы, владеет ей индивидуальный предприниматель Старшинов Павел Анатольевич.
Еще одна студия робототехники работает на базе «Учебного центра вычислительной техники». Лицензия у этого кружка есть, но программы рассчитаны только на младших и средних школьников, следует из информации на официальном сайте. И тоже, исключительно робототехника, за обучение которой придется отдавать по 5000 рублей в месяц. Не каждый родитель сможет себе позволить, особенно, если в семье несколько детей.
Судя по всему, Петербург может удовлетворить спрос на развитие способностей у юных гениев робототехники. Но вопрос остается все же в других инженерных направлениях. Как минимум старших школьников можно научить паять большие проекты, которые потенциально вырастут в новые изобретения.
В Северной столице можно было бы создать олимпиадный полигон для таких гениев, в котором они будут участвовать со школьной скамьи. Проект преференций для участников таких соревнований можно взять с Всероссийской олимпиады школьников, призовое место в которой дает возможность беспрепятственно поступить на бюджет по выбранному профилю. Так, старшие школьники, не слишком тяготеющие к заучиванию материала для ЕГЭ, будут простимулированы заниматься практической деятельностью, результаты от которой могут спокойно перекочевать на предприятия и работать на реальную экономику города. Можно предположить, что в наличии на курсе таких студентов будут заинтересованы и ректор СПБГУ Николай Кропачев, и ректор ИТМО Владимир Васильев.
К проекту строительства объектов, кстати, можно привлечь крупнейшего налогоплательщика Петербурга «Газпром» под руководством Алексея Миллера, который в рамках своей благотворительной программы очень активно строит спортивные комплексы в Северной столице. Теперь компания может переключиться на инженерные полигоны, ведь технические специалисты нужны экономике больше, чем футболисты.