Обласканным вниманием инвесторов IT-стартапам в условиях санкций, похоже, придется вскоре делить финансирование с инженерами, готовыми предложить реальные альтернативы импортным запчастям. Однако пока шанс на миллионные финансирования у технических специалистов, заинтересованных в развитии промышленности, меньше. Мойка78 изучила, какие проекты из Петербурга получают поддержку фондов и Смольного и изумилась приоритетам.
Смольный готов поддерживать НКО, малых и средних предпринимателей, которые уже закрепились на рынке, но с введением субсидий для инженеров на создание собственных изобретений, есть, судя по всему, некоторые трудности. Согласно данным на сайте комитета по науке и высшей школе субсидии уходят, например, вузам на возмещение затрат на проведение профессиональных соревнований или научным сотрудникам различных НИИ.
Кстати, в рядах получателей более весомой поддержки – из фонда президентских грантов под руководством Ильи Чукалина, также не нашлось инженерных проектов. В марте 2022 на получение помощи претендовал, например, проект «Бизнес-дайвинг. Программа поддержки начинающих предпринимателей». Однако средства он так и не получил. Впрочем, например, фестиваль «Гик Пикник», который намечен в Петербурге на начало июля грант все же получил. На мероприятии как раз популяризуют IT, химию и физику.
На базе университета ИТМО существует собственный венчурный фонд для привлечения инвестиций в проекты студентов. Но, похоже, человек «с улицы» не сможет предложить там свои проекты: соцсети фонда пусты, а сайт представляет собой только логотип университета. Однако, судя по публикациям в СМИ, фонд все же функционирует. Например, в 2019 году участвовал в проведении большого преакселератора на базе технопарка ИТМО.
Кроме этого, студенты вуза получают и финансирование от сторонних инвесторов и бизнес-ангелов. Правда, большинство из них все-таки идут на разработку продуктов в сфере IT. Так, например, Impulse VC и Cabra VC, фонд из Кремниевой долины Bullpen Capital два года назад вложились в проект магистранта ИТМО, который агрегирует маркетинговые данные. Большую поддержку в 100 млн рублей получил проект по квантовой защите данных. Из около инженерных проектов можно выделить разве что быстрые зарядки для электрокаров – совместное детище студентов ИТМО и ЛЭТИ и «умные» шлагбаумы, которые стали резидентами Сколково.
Другие независимые фонды для поддержки стартапов тоже делают ставку на IT, нежели на инженерные прорывные разработки. Кроме этого, некоторые не скрывают, что помогут стартапам не раскрутиться в России и поднимать местные продукты, а выйти на рынок США.
«Мы поможем вашей компании правильно структурировать бизнес в США и вести его в оптимальном режиме, учитывая юридические, налоговые и финансовые аспекты, включая законодательный и банковский compliance»,— говорится на сайте акселератора Ideal Machine.
Другие инвесторы ищут узкоспециализированные проекты под собственные нужды. Например, фонд GS Venture готов поддерживать тех, кто делает проекты для умного ТВ и игр. Однако, эта компания готова спонсировать и разработку микросхем. Они нужны, например, для спутников ГЛОНАСС, но производятся преимущественно в Юго-Восточной Азии.
Отличился сомнительным выбором стартапов и юниорский ПМЭФ, который проходит параллельно с основным форумом. Там изобретатели представляют свои бизнес-проекты. Изучив претендентов на контракты, Мойка78 нашла только два инженерных, но и они, работают скорее на потребительскую экономику, нежели на промышленность. Вмешаться в отбор кандидатов, например, мог бы глава комитета по промышленной политике и инновациям Кирилл Соловейчик.
Так пресс-служба аппарата вице-губернатора Петербурга Ирины Потехиной, курирующей образование, отчиталась, что высокие оценки экспертов получили проект 3D-печати для помощи животным с инвалидностью, «Виртуальный стрелок» – программа-симулятор спортивной стрельбы из лука и комплекс по очистке Большого мусорного пятна мирового океана.
Судя по распределению инвесторской помощи и грантов, плацдарма для поддержки именно инженерных разработок для промышленности в Петербурге практически нет. Студентам проще написать код или создать аналог уже существующих мировых технологий, улучшив их, чем погружаться в реальную жизнь заводов и их потребности. В целом, ситуация складывается таким образом, что стартапы, работающие на экономику услуг с большой долей вероятности получат поддержку, им проще описывать процесс выхода на окупаемость, нежели «тяжелым» техническим изобретениям. Вместе с этим, у студентов-инженеров сильно ограничен доступ к «внутренностям» того, что сейчас разрабатывают в НИИ.
«В случае с программными разработками, закон охраняет только исходный код. Но саму суть разработки, ее функционал можно копировать без каких-либо рисков. Поэтому у нас стало возможным, заместить, например, запрещенные соцсети. В случае с инженерными патентами охраняется как само изобретение, так и уникальные технологии, которые применяются для создания конечного продукта. Из-за этого скопировать часть изобретения независимым компаниям, доработать его или улучшить не представляется возможным с точки зрения охраны интеллектуальной собственности»,— рассказал Мойке78 патентный юрист Юрий Сумской.
В целом у Петербурга есть опыт раскрутки и поддержки IT-стартапов. Теперь, похоже, пришло время переключить внимание и на инженеров, стимулировать их на создание уникальных проектов через специальные акселераторы и фонды, дать молодым исследователям гарантию, что они, так как же и их коллеги из IT будут обласканы бюджетами и поддержкой.