Чиновники Смольного, похоже, упустили шанс перетянуть на себя «одеяло» российского импортозамещения и сделать Петербург главной площадкой по решению вопросов, вызванных санкциями. Несмотря на недавно завершившийся ПМЭФ, за практическими рекомендациями бизнесмены отправились в другой город.

Норильск, похоже, как минимум на два дня станет столицей импортозамещения. За полярным кругом проходит тематический форум, который собрал представителей 180 компаний, готовых работать на независимость российского производства. По масштабу, нужно признать, мероприятие не дотягивает до ПМЭФ. Но более закрытое мероприятие, судя по всему, несет рынку больше конкретики.

Петербург мог бы стать столицей импортозамещения. Как показывает кейс Норильска, для этого достаточно организовать несколько конференций с участием топ-менеджеров компаний. И обсуждать на них не пространные вопросы, а конкретные цифры и показатели, иными словами, искать решения. Но пока процесс перехода на отечественное в Северной столице во многом завис на инициативе самих предприятий.

Создается впечатление, что глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик предпочитает заниматься только последней сферой своих компетенций. Например, отчитывается перед депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой о том, что на освободившиеся в ТЦ от сбежавших из России марок, придут локальные портные.

«Петербург исторически был колыбелью легкой промышленности. Наши музеи и театры формируют класс креативных дизайнеров. Некоторые большие магазины сами пошли по пути отбора дизайнеров с коллекциями для размещения на площадях выбывших из-за ухода иностранных организаций. Мы также собрали перечень дизайнеров, которые готовы замещать эти места. И сейчас мы обсуждаем меры поддержки для тех, кого можем совместить под брендом «Сделано в Санкт-Петербурге»,
— заявил Соловейчик в ответ на депутатский запрос Дмитриевой.

Есть в графике Соловейчика и визиты на промышленные предприятия. Например, вместе с вице-губернатором Алексеем Корабельниковым он посетил Петербургский тракторный завод. Однако какой бы то конференции не было, мероприятие, похоже, можно назвать лишь смотром достижений завода на пути импортозамещения.

Сам вице-губернатор Корабельников, вероятно, больше всего заинтересован в развитии фармакологической отрасли Петербурга. Он, например, пообещал производителям офсетные контракты. Уже есть как минимум три претендента «Герофарм» Петра Родионова, «Полисан» Александра Борисова и «Фармасинтез» Викрама Пунии. Согласно предварительным договоренностям со Смольным, Петербург будет несколько лет гарантировано выкупать продукцию компаний в обмен на развитие производства в Петербурге. Однако в отношении других отраслей промышленности у Корабельникова, кажется позиция следующая: сначала надо апробировать механизм, а потом предлагает его в помощь производителям лифтов или продовольствия.

Единственная конференция, которая была организована в Петербурге для общения разных поставщиков импортозамещения, прошла отнюдь не под флагом Санкт-Петербурга. На диалог от «Ведомостей Санкт-Петербург», например, был приглашен лишь в качестве гостя вице-губернатор, курирующий комитет по информатизации и связи, Станислав Казарин. Однако, если исходить из стенограммы встречи, чиновники предпочитал лишь общие формулировки.

«Чтобы стимулировать дальнейшее импортозамещение и добиться максимально возможной независимости от зарубежных поставщиков, компании сформулировали для себя ряд критически важных задач: повысить эффективность управления сетевым комплексом, обеспечить энергобезопасность от отечественных решений, нивелировать риски валютных колебаний и ограничений внешних поставок, а также придать импульс развития российских предприятий, в том числе в области производства электронно-компонентной базы»,
— заявил на конференции исполнительный директор ассоциации «Цифровая энергетика», заместитель генерального директора АО «Русатом Инфраструктурные решения» Антон Зубков.

Стоит признать, что необходимость в импортозамещении в России возникла не вчера. Не зря же в Петербурге работал «Центр импортозамещения и локализации», который и стал уникальной переговорной площадкой для предпринимателей для решения насущной проблемы. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры под руководством Андрея Левакина , вероятно, думали об этом еще в прошлом году.

Интересное можно найти на сайте КРТИ: там в 2021 году появился реестр российских поставщиков для замещения импорта на рынке дорожно-строительной техники и материалов. Все как нужно: явки, пароли, ООО и прайсы. Никуда не нужно ходить, все у дорожников как на ладони. В списке находим, например, ООО «Гермес Групп» — эта компания в документе позиционируется как «лучших российских производителей продукции из полиэтилена для инженерных систем». Фирма через ООО «Петроинвест» принадлежит Александру Букину. Однако несмотря на своеобразную рекламу через каталог КРТИ госзаказов практически не получает. В 2022 компания выиграла только один тендер от «Газпрома» на 612 тыс. рублей. До этого не участвовала в тендерах с 2020.

Чуть активнее дела на поле госзакупок у ЗАО «Эмлак» Михаила Полковникова. Компания, которая производит краски и лаки участвует в тендерах каждый год. Например, в 2021 Петербургских метрополитен заплатил российскому производителю 2 230 рублей за лакокрасочные изделия. В 2020 – театр «Балтийский дом» выделил 5 700 рублей.

Самое интересное, что документ рекомендует заказчикам обратить внимание на продукцию, которую выпускает «Метрострой». Казалось бы компания, действительно, помимо строительства подземки занимается выпуском, например, эскалаторов. Если быть точными занималась. В 2021 году составители списка не могли не знать, что ОАО «Метрострой» Николая и Вадима Александровых проходит через процедуру банкротства. Кроме этого, по данным ФАС компания угодила в реестр недобросовестных поставщиков.

Есть в списке и ГК «Иннотех», она заявлена как передовой производитель гидроизоляционных материалов. Примечательно, что компания в госзакупках не участвует с 2016 года, хотя и отчитывается, по данным БФО, о выручке в размере 161 млн рублей за прошлый год. Однако появление этого поставщика в списке на импортозамещение может быть не случайным. По данным ЕГРЮЛ единственным учредителем «Иннотеха» числится Петушенко Михаил Вячеславович. Отчество бизнесмена намекает на родство с главой «Автодора» Вячеславом Петушенко, который пообещал петербуржцам достроить КАД-2 к 2027 году.

Аналогичный лист, кстати, еще в 2015 году выпустил и комитет по строительству под руководством Игоря Креславского. В нем находим, например, ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус». Учредители компании, согласно данным «СБИСа», обитают в офшорах. Однако, долю в 30% до сентября 2021 года в фирме контролировал «Европейский банк реконструкции и развития». Он после февраля спешно закрыл свои офисы в России и вышел из всех проектов. А АО «Компания СТЭС-ВЛАДИМИР» Валентина Леонидова, разработавшая «уникальную отечественную технологию производства эффективной теплоизоляционной продукции» и вовсе признана банкротом. Согласно картотеке арбитражных дел, главными кредиторами компании признаны «Сбер» и ВЭБ.РФ. А долги фирмы превышают миллиард рублей.

Вероятно, списки составленные разными комитетами Смольного и помогут части подрядчиков. Однако, созданы они были не при таком жестком санкционном давлении. Поэтому сейчас отрасли промышленности нуждаются не в демонстрации своих достижений, а в реальном замещении импортной продукции. Для кооперации и понимания нужд друг друга поставщикам и заказчикам понадобится площадка, которую и могли бы организовать вице-губернатор Алексей Корабельников и глава комитета по развитию промышленности Кирилл Соловейчик. Но пока они, вероятно, находятся в раздумьях, бизнесу придется искать решения для промышленности в Норильске.