Рекламному рынку России готовят монополиста. В Госдуме рассматривается законопроект, который предполагает жесткое регулирование объявлений от физических лиц в интернете и в наружной рекламе, а все сливки достанутся государственному оператору. Эксперты отмечают, что это может убить всю отрасль, которая развивалась десятилетиями.
Однако специалисты отмечают, что на деле законопроект, похоже, противоречит своим целям. Например, сайты с объявлениями, вероятно, будут вне закона, ведь всю информацию от частных продавцов необходимо будет размещать на единой площадке оператора, похоже, что с равным доступом все же будет напряженно. Кроме этого существует риск сбора хакерами больших массивов персональных данных за счет взлома только одной площадки. Добавить к этому стоит и риск роста безработицы, так как число необходимых для поддержания устойчивой работы системы IT-специалистов будет меньше.
«Создание больших компаний — лидеров индустрии занимает годы, это долгий кропотливый труд. Устойчивые ИТ- бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления могут в одночасье привести к разрушению целой Интернет-отрасли. Совершенно непонятно какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России»,— сообщили Мойке78 в пресс-службе Avito.
Отметим, что оборот площадки, по данным СПАРК, в 2021 году составил 42,7 млрд рублей. Через Avito проходит в среднем 9 сделок в секунду. Принятие нового законопроекта существенно ограничит деятельность физических лиц на этом поле. Предполагается, что единый оператор получит исключительные права на такие объявления. Однако если падает выручка IT-корпораций и рекламных досок в интернете, падают и поступления в бюджет в виде налогов.
Отметим, что законопроект также затрагивает и рынок наружной рекламы. Например, согласно документу, оператор-монополист получит приоритетное право на размещение рекламных конструкций на 30 лет без торгов. При этом компании, которые десятки лет заняты в бизнесе наружной рекламы, продолжат проходить все необходимые процедуры. Согласно исследованию Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2021 году объем рынка наружной и интернет-рекламы достиг рекордных показателей в 578 млрд рублей. Однако если законопроект все же будет принят, то большая часть бюджетов достанется именно единому оператору, так как он получит доступ к самым выгодным точкам «наружки» и будет контролировать потоки объявлений в интернете.
Кроме этого работы прибавится и Минцифры, которое казалось бы, должно активно заниматься импортозамещением западных технологий в России. Так, согласно законопроекту, ведомство долго определять стоимость размещения на рекламных конструкциях и определять схему их размещения.