Российский рынок классифайдов ждут новые потрясения — по бизнесу могут ударить поправки в закон «О рекламе». По замыслу инициаторов поправок, должен появиться новый оператор цифровых рекламных конструкций и частных онлайн-объявлений.
Несмотря на то, что поправки к закону были приняты в первом чтении, против них уже высказались: «Опора России», АКИТ, РАЭК, Российская гильдия риелторов, РСПП, правительство Москвы, к ним присоединились АНО «Цифровая экономика», Сбер, «Яндекс». О том, как поправки в закон отразятся на сфере классифайдов, в интервью «Ленте.ру» рассказал гендиректор «Авито» Владимир Правдивый.
По словам Владимира, в конечном итоге, пострадают обычные люди. Ведь изменения уничтожат любую конкуренцию в сфере и, как следствие, приведут к ухудшению качества услуг.
«Авито» ежемесячно используют 56 миллионов россиян, а значит, последствия этого закона коснутся каждой российской семьи. Сложно встретить человека, у которого нет аккаунта на Авито»,— уверен Владимир Правдивый.
Более того, по мнению Правдивого, закон поставит под угрозу существование всех классифайдов: от досок объявлений наподобие «Авито» до сервисов по найму репетиторов, таких как «Профи.Ру». Или сайтов, где можно оформить ипотеку — в пример он привёл «ДомКлик». И, по словам генерального директора «Авито», эффект от данного решения будет «очень токсичным и непредсказуемым».
«Это экономический вандализм»,— считает Правдивый.
В первую очередь, пострадают обычные люди. Все уже давно привыкли к простым и понятным сервисам — чего бы это ни касалось. Наивно надеяться, что на пепелище за три года удастся создать аналогичный «Авито» и другим сервисам продукт — даже за счет вливания миллиардов рублей, уверен Правдивый:
«Самое главное: классифайды — это не социальная сеть, не онлайн-магазин, это пронизывающая общество инфраструктура с миллионом жителей, их нельзя взять и переселить на другую платформу. Это образ жизни и привычка практически каждого россиянина. Представьте, что вы приходите домой, где недавно сделали ремонт, устроили собственный быт, завели домашнего питомца, расставили домашние фотографии, тапочки, посадили растение, пригласили друзей на ужин — и видите, что вместо дома — пепелище, со всеми вашими вещами и документами, планами и надеждами».
Также генеральный директор «Авито» упомянул малый и средний бизнес. Через «Авито» и аналогичные сервисы («Авто.ру», «Юла») многие предприниматели продвигают свои товары. Если поправки будут приняты, частные объявления просто исчезнут — доска объявлений умрет с точки зрения трафика и не будут интересна бизнесу. Не стоит забывать и о том, что поправки приведут к уничтожению индустрии с тысячами рабочих мест. Уникальные IT-специалисты просто уедут из страны и начнут работать на других, западных площадках.
По словам Владимира, закрыть «Авито» — это «вынудить людей жить хуже и откатиться к тому, с чего они начинали десятки лет назад: фигурально — заставить клеить объявления на подъездах и отдать их в руки мошенников». Владимир Правдивый уверен, что классифайды необходимо исключить из законопроекта, иначе поправки уничтожат всю отрасль — а это не пройдёт бесследно и будет «равносильно социальному потрясению и удару по экономике».