В Смольном уже начали готовиться к зиме и закупать снегоуборочную технику. На фоне санкций и отказов международных компаний от поставок в Петербург, эшелоны с погрузчиками следуют из Белоруссии, а могли бы – с «Кировского завода». Но вице-губернатор Алексей Корабельников, кажется слишком сосредоточен на офсетных контрактах для фармы.
Похоже, что в импортозамещении снегоуборочная техника не нуждается. Так, по расчетам DISCOVERY Research Group уже в 2013 году в России было произведено 2,7 тыс. крупных машин для уборки снега, объем импорта за тот же период составил всего 85 единиц продукции. Но это крупные представители «семейства». С другой техникой ситуация прямо противоположная – зависимость отрасли от иностранных поставок достигает 80%.
Петербург решает проблему отказов международных брендов от сотрудничества с помощью соседей из Белоруссии. Еще часть техники приехала с тульского конвейера АО НПО «Плавский».
«Белорусская техника начала прибывать в Петербург, существенно решая вопрос импортозамещения. Сегодня мы принимали 16 новых фронтальных погрузчиков, которые пришли для дорожных предприятий Комитета по благоустройству от наших белорусских партнеров»,— сообщал 24 августа председатель комитета по благоустройству Василий Пониделко.
При этом всего Северная столица ждет из Белоруссии 36 погрузчиков для уборки дорог. Суммарно же подготовка к зиме обойдется бюджету в 1 млрд рублей.
Казалось бы, с такими крупными запросами в Смольном пора задуматься о том, как минимизировать затраты на ежегодные снегопады и организовать кешбэк в виде налоговых поступлений от подрядчиков и поставщиков. Выпускать нужную технику мог бы, например, «Петербургский тракторный завод» под руководством Сергея Серебрякова – он входит в холдинг «Кировского завода». На сайте предприятия легко находим как минимум четыре модели фронтальных погрузчиков, похожих на те, что Смольный везет де-факто из-за рубежа. Правда, по габаритам петербургская техника больше, нежели белорусские конкуренты.
Смольный уже заявляет, что механизм офсета при его успешном тестировании на фармотрасли будет распространен и на другие сферы. Но, с другой стороны, сколько будет длиться пилотный проект – неизвестно, а в Северной столице назревает много вопросов к другим отраслям промышленности. Если бы закупки дорожной техники шли у петербургский предприятий, в казну могла вернуться часть потраченных средств в виде налогов. Не говоря уже о создании новых рабочих мест на фоне начавшегося, пусть и незначительного, роста безработицы по данным самого Корабельникова.
Похоже, что вице-губернатору стоит расфокусировать свое внимание на потенциальных партнеров для выпуска дорожно-строительной техники. На помощь мог бы прийти и глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. Причем проблема снега стоит в городе довольно остро, а комментаторы в сети не раз списывали проблемы именно на нехватку техники. К этой зиме, Смольный, конечно, не успеет договориться о производстве с «Кировским заводом», но думать ведь можно не только в горизонте ближайших дней.
Мойка78 также нашла еще один коридор возможностей для петербургских машиностроительных предприятий. Так, по данным госзакупок, несколько раз в год ГУДП «Центр», ответственный за уборку дорог в центре Северной столицы, закупает запчасти и комплектующие для ремонта техники. На этом поле крупным подрядчиком Смольного является ООО «Бродвей Сервис», свидетельствуют данные госзакупок. По данным «Сбис», компания принадлежит Людмиле Савич и работает с коммунальщиками не только Северной столицы, но и Саратовской, Псковской и Воронежской областях. Установить, откуда компания получает комплектующие невозможно – на сайте компании такой информации нет.
Зато можно обнаружить, что «Бродвей» в августе 2022 года запустила центр диагностики крупногабаритных машин с возможным их выкупом в случае неработоспособности. Не исключено, что так компания может пополнять запасы комплектующих по аналогии с сервисными центрами смартфонов и ноутбуков.
Но и это может стать шансом для петербургской промышленности – вместо того, чтобы делать погрузчики и автоматизированные уборщики с нуля, можно задуматься лишь о разработке навесного оборудования на готовую иностранную технику. Так можно одновременно бороться со снегом и предложить «дополнение» тем странам, которые также как и Россия не могут похвастаться мягкими зимами.