Мобилизация экономики и ее разворот под нужды военных рискует обнажить давно назревшие проблемы в петербургской промышленности. Частные собственники оборонных предприятий частенько выступали ответчиками в суде из-за срыва поставок комплектующих для Минобороны. В новой реальности такое, кажется, недопустимым. Однако даже четкий план, похоже, не заставит заводы работать точно в срок.

По сообщению ряда СМИ, в Минпромторге уже задумываются о введении госплана для оборонных предприятий. Официальных подтверждений этому в открытых источниках и сайте министерства под руководством Дениса Мантурова найти не удалось. Однако такое развитие событий, кажется, вписывается в логику деятельности координационного совета по обеспечению потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции» во главе с премьером Михаилом Мишустиным. По итогам его работы должно появиться целевое задание.

«Координационному совету, предусмотренному пунктом 1 настоящего перечня поручений, определить целевое задание по обеспечению потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции, ключевые направления выполнения этого задания, сроки его выполнения, а также лиц из числа членов Правительства Российской Федерации, ответственных за работу по каждому направлению»,
— говорится на сайте правительства.

Не исключено, что в дальнейшем задания лягут на стол управленцев петербургских заводов. Однако это рискует обнажить кризис отрасли. Ведь помимо производственных площадок государственных корпораций (например, Обуховский завод «Алмаз-Антея») собственниками оборонных предприятий в Северной столице числятся и далекие от военной среды предприниматели. Им придется разбираться во всех тонкостях работы с Минобороны в новых условиях.

Так, например, логично было бы для скорейшего удовлетворения потребностей военных перевести предприятия на около круглосуточный режим работы в три смены. Однако информации о введении подобных мер Мойка78 на петербургских предприятиях не обнаружила.

Вместо этого, например, «Кировский завод», основным бенефициаром которого является Георгий Семененко, начал поиск покупателей на свою дочернюю структуру «Киров-Энергомаш». Эта компания, согласно данным картотеки арбитражных дел, должна была поставлять специальные турбины для строительства флота.

Вместе с этим на сайте раскрытия корпоративной информации последними сообщениями числятся, например, повестка собрания совета директоров. Управленцы завода, среди которых совладелец ювелирной сети «585» Алексей Феликсов и основатель сети ресторанов «Евразия» Алексей Фурсов, обсуждали получение ипотеки в «Промсвязьбанке» и утверждение информационной политики предприятия. Собирались управленцы 24 октября, тогда уже и мобилизация была объявлена, и призывы к бизнесу сконцентрироваться на потребностях военных. Однако, судя по повестке, никаких существенных изменений на «Кировском заводе» не планируется.

ПАО «Звезда» под руководством Петра Скворцова также сотрудничала с Минобороны в прошлом. Компания, согласно картотеке арбитражных дел, должна была поставлять монофункциональные дизельные двигатели. Однако еще в прошлом году военное ведомство через суд добилось расторжения двух контрактов из-за срыва сроков поставок. При этом в материалах дела указано, что медлительность «Звезды» тормозила работы других подрядчиков Минобороны.

Кстати, именно судебные разбирательства со «Звездой» показывают, насколько связаны друг с другом петербургские промышленники. Похоже, что ряд субподрядчиков военного ведомства зависит от поставок комплектующих по цепочке. И если проблемы у одного, сроки могут сдвинуться у всех. Это, кажется, может стать одной из основных проблем при выполнении целевого задания.

Примечательно, что акционеры «Звезды», согласно данным сайта раскрытия корпоративной информации, тоже собирались в октябре. Главный пункт повестки – роспуск совета директоров. Информация о новых топ-менеджерах предприятия скрыта.

Не исключено, что привыкшие к лояльным условиям выполнения госконтрактов собственники предприятий, не смогут молниеносно мобилизовать силы и технические средства своих заводов. А значит встанет, вероятно, под вопрос и выполнение плана. А оно, в свою очередь, может натолкнуть на мысль о потенциальной национализации. Особенно, если речь идет об уникальных и стратегически важных предприятиях. Пока в информационном поле даже по вопросам импортозамещения выгоднее смотрятся государственные предприятия.

Однако управленцы госкорпораций также рискуют, если не перестоят заводы и верфи под актуальные нужды государства. Если раньше задержка поставок судов или военной техники, оборачивалась разве что штрафами по итогам долгих судебных тяжб, то сейчас, принятый в сентябре законопроект предусматривает уголовное наказание за нарушение условий гособоронзаказа.

«Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, должностным лицом, повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены таких государственного контракта либо договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет»,
— говорится в новом дополнении к Уголовному кодексу.

Богатая судебная история из-за задержек поставок, согласно картотеки арбитражных дел, есть у Северной верфи, входящей в ОСК под руководством Георгия Полтавченко. Кроме этого, в прошлом году гремел спор «Балтийского завода» с «Атомфлотом». Сумма претензий госкорпорации к предприятию достигала 98 млрд рублей. Однако суд такие аппетиты не поддержал.

Не исключено, что главе комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кириллу Соловейчику после обозначения границ запросов военных придется ездить в туры по петербургским предприятиям чаще, чем в собственный кабинет. Возможно, под жестким контролем, заводы Северной столицы осознают, что расслабляться сейчас не лучшее время.