IKEA в России за время своей работы смогла вырастить уже несколько поколений детей, привязанных к шведским игрушкам. Сейчас же родителям детсадовцев приходится объяснять своим чадам, что ни деревянных конструкторов, ни досок для творчества, ни мягких игрушек больше не будет. В лучшем случае – из Китая. Дети же, в свою очередь, вникать в геополитические тонкости, ожидаемо, не готовы и требуют привычный ассортимент.
Если взрослые петербуржцы восприняли уход IKEA из России скорее с одобрением, то для поколения икеевских детей это трагедия. Они продолжают упорно требовать панд, динозавров и прочих обитателей шведских магазинов. Как результат, в отзывах на маркетплейсах формируются сообщества родителей, которые указывают, что ребенок вцепился именно икеевскую игрушку и на компромиссы в виде российской или китайской продукции, даже очень похожей, идти не хочет. Причем, судя по форумам родителей, определить «оригинальность» подарка пятилетние чада, похоже, способны не хуже, чем специалисты, которые многие годы проработали в IKEA.
Однако, кажется, что параллельный импорт детских развлечений из Швеции буксует. Поэтому пока главным поставщиком игрушек известного бренда становятся площадки с бесплатными объявлениями. И, как принято при дефиците, цены там умножены на два, а то и на три от того, что было в магазинах.
«Много разных игрушек в отличном состоянии! Все игрушки на фото из IKEA. Многие из редких коллекций, будут еще дороже!»,— сообщает один из продавцов на Авито, на фото которого мы насчитали около сотни разных игрушек.
Заменить шведов в умах юных петербуржцев могли бы российские производители. Но они предлагают, например, пластмассовых кукол в русских костюмах, которые по внешнему виду не сильно изменились с 90-х годов. Патриотично – возможно, но детский глаз не цепляет, битву за ставшую мемом акулу из IKEA, кажется, проиграют. Неваляшками, которые по виду также не изменились со времен СССР, родители искушённых чад также, кажется, не удовлетворят. Говорить о цене на подобные экземпляры мы тем более не будем, ограничимся ремаркой, что во время шопинга за подарками родители сами могут с ностальгией вспомнить свои относительно небольшие траты в пользу шведов. К тому же развитию детского импортозамещения, вероятно, помешают прогнозы по рождаемости на ближайшие годы.
Кажется, что уход IKEA из России нанесет детям серьезную психологическую травму, работать с которой придется семейным психотерапевтам, ведь постоянные истерики серьезно влияют и на эмоциональное состояние родителей. Причем, травма, кажется, уже начала проявляться у подростков – они ищут на маркетплейсах остатки известной Блохэй – плюшевой акулы. А если при заказе приходит нечто только отдаленно напоминающее икеевкую – жалуются в соцсетях. В целом дети и подростки, похоже, застряли на этапе отрицания и двигаться дальше не хотят.
Кажется, что новое поколение пост-IKEA будет воспринимать рассказы о шведских магазинах в Петербурге, как сказки с бесконечными запасами игрушек и стильной мебелью. А от этого, запрос на иностранных плюшевых зверей только вырастет. Не исключено, что Блохэи и другие игрушки будут передаваться в семьях по наследству.