Новые собственники западных компаний после покупки начали сталкиваться со скелетами в шкафах и долгоиграющими судебными спорами, которые достались им в придачу к активам прошлых владельцев. Расплачиваться за старые счета, в итоге, приходится уже российским предпринимателям.

Казалось бы, распродажа западного бизнеса петербургским предпринимателям только на руку: бегущие из России европейцы готовы на серьезные дисконты. Некоторые и вовсе продают свои активы по символической цене в 1 евро. Однако вместо процветающего бизнеса новые бенефициары получают в итоге ворох нерешенных проблем. На это даже обратил внимание губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Он предложил ввести контрсанкции для тех производств, которые решили покинуть России. Однако мера не должна распространяться на новых российских собственников активов.

«Первое: если компания уходит, остановлено производство — почему в оценку бизнеса включаются наши народные ресурсы — леса, карьеры, земельный участок, находящиеся в аренде. Эти ресурсы в аренде не должны включатся в оценку бизнеса при продаже. Второе: если у нас есть инвестиционный период, на который мы подписали соглашение с предприятием, где одна сторона гарантирует инвестиции, а другая — льготы, значит, при расторжении договора и ухода компании мы должны требовать возврат льгот. Но нас сдерживает то, что появляются российские компании, готовые купить эти производства»,
— заявил Дрозденко на пресс-конференции.

Впрочем, к этим мерам просится и еще одна, к примеру, что старые долги не должны взыскиваться с новых собственников. Ведь часто российские инвесторы выкупают юрлицо, которым управляла иностранная команда менеджеров. А какие претензии могут возникнуть к нему у контрагентов показывает только время. К примеру, Мойка78 решила присмотреться к западным активам, связанным с питанием. Как оказалось, не все в наследство оставили кристально-чистую репутацию.

К примеру, финский Fazer оставил новым собственникам, как минимум, три свежих иска на сумму почти 10 млн рублей. Так, переименование юридического лица в ООО «Хлебный дом» не спасло нового бенефициара производства Алексея Тулупова от претензий со стороны ООО «Драфтс Экотехнологии» из Красного Села. Причем судебная тяжба началась еще в январе 2022 года. Согласно картотеке арбитражных дел, претензии компании лежат в плоскости просрочек по контрактам двухгодовой давности. Пока истец проиграл в апелляции, но согласно данным суда, дело в ноябре ушло в первую инстанцию.

Подвешенным остается и иск от «Сясьстройского хлебзавода», хотя подан он был в апреле, его рассмотрение постоянно переносилось. Сейчас датой ближайшего заседания обозначено 24 января. При этом иск – на 5,5 млн рублей. Пока из картотеки арбитражных дел не ясно, какие именно претензии возникли у хлебного производства к коллегам.

Исков на 3,9 млн рублей подано в этом году против ООО «Призма» — юрлица закрывшейся сети финских супермаркетов. Правда, самый крупный, который приходится на ООО «Европолис Балтик Рус»? превышает 3 млн рублей. Его удалось разрешить еще в мае – истец отказался от иска без мотивации причин такого решения. Кажется, что новый собственник Prisma – холдинг X5 Retail Group довольно легко отделался.

Хотя только хорошее «наследство» оставил после себя и бренд Valio, российское подразделение которого выкупила группа компаний Велком. В картотеке арбитражных дел можно обнаружить лишь один иск против ООО «Виола» от Пенсионного фонда. Сумма иска – всего 500 рублей. Кредитной нагрузки на компании по итогам 2021 года не было, свидетельствуют данные «Сбис».