Петербургские авиаперевозчики начинают планировать свои полеты в Китай. Однако Северную столицу в качестве пункта прямого авиасообщения с дружественной страной похоже пока не рассматривают даже те, у кого основные мощности сконцентрированы в Пулково. Вместо этого сливки с открытия границ будут снимать сибирские аэропорты.

Так, согласно сообщению пресс-службы торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, авиакомпания «Россия» уже подала заявку на выполнение рейсов в Китай летом этого года. Правда, согласовать ее нужно не только в Росавиацией, но и регуляторами перевозок в Китае. Впрочем, тренд на свой своеобразный переезд из европейской части России крупных перевозчиков, кажется, должен вызывать опасения у представителей туриндустрии и бизнеса, которых намерен тесно сотрудничать с Китаем.

В процессе «переезда» сообщения между Россией и Китаем в Сибирь, кажется, главным бенефициаром может стать владелец компании «Новапорт» Роман Троценко. Именно его структурам принадлежит, к примеру, иркутский аэропорт, который готовится принимать российских перевозчиков по пути в Китай.

Вопросы возникают к тому, насколько выгодно авиакомпаниям такая логистика. Иркутский аэропорт числится узловым для S7 и небольших региональных перевозчиков. Значит, у той же «России» в городе вероятно нет собственных мощностей по хранению и обслуживанию самолетов. Кажется, что так или иначе тянуть их будут из Москвы и Петербурга, и уже потом укомплектовывать в них международных пассажиров. Или же «Россия» начнет создание в Иркутске собственного хаба, но для этого необходимы весомые средства, а компания только в прошлом году вложилась в открытие офиса в Красноярске.

Вероятно, выбор Иркутска обусловлен тем, что летать в Китай будут SSJ-100. Это не магистральные борты, на расстояние от Москвы и Петербурга до Китая без дозаправки банально не рассчитаны (по данным Объединенной авиастроительной корпорации максимальная дальность полета «Сухого» 3000 км). Но в этом случае логично было бы использовать уже действующий хаб в Красноярске, а не заходить в Иркутск.

Интересно, что это уже не первый случай, когда «Новапорт» получает приоритет в полетах на азиатском направлении — в прошлом году при обсуждении прямого авиасообщения в Мьянму Росавиация прямо рекомендовала перевозчикам отказаться от Москвы в пользу сибирских аэропортов, большая часть которых подконтрольна «Новапорту».

В этом случае, кажется, структуры ВТБ под руководством Андрея Костина, которые выступают совладельцами петербургского Пулково и готовы планировать его реконструкцию, могли бы активизировать свои лоббистские возможности для привлечения авиакомпаний для развития авиасообщения с Китаем. Выбор, правда, будет ограничен как раз тем, что не у всех в парке найдутся дальнемагистральные самолеты, не задействованные по другим направлениям.

Отдельное внимание также можно было бы уделить сотрудничеству с китайскими перевозчиками. Пока в Петербург летают борты только из провинций Поднебесной. Рейсы в Пекин запустит компания Hainan Airlines ближе к концу февраля, но летать она будет только один раз в неделю, кажется, что этого недостаточно ни для привлечения стабильно большого потока туристов, ни для выстраивания тесных связей между петербургским и китайским бизнесом.