Цифровой блок Смольного в лице вице-губернатора Станислава Казарина отчитался о развитии цифровых сервисов Северной столицы. Всего в городе существует 48 проектов из 13 сфер. Однако, кажется, что в работу Смольного пора вмешаться Минцифры под руководством Максута Шадаева, чтобы «подчистить» ненужные горожанам сервисы и остановить парад IT-суверенитета в пользу единых и эффективно работающих сервисов.
Так, например, только в сфере ЖКХ в Петербурге работает, по данным профильного комитета, работает 11 сервисов. Кажется, что их работоспособность наглядно была продемонстрирована, когда большинство петербуржцев получили в прошлом году «долги» за капитальный ремонт из-за технической ошибки. Похоже, что самым эффективным решением проблемы тогда стало не использование приложений, а стояние петербуржцев в очередях в офисе Петроэлектросбыта. Кроме того, востребованность некоторых сервисов у большой массы людей вызывает вопросы. Мойка78 сомневается, что ту же карту снегоуборочной техники активно мониторит кто-то, кроме журналистов и правоохранительных органов. При этом единая информационная система в сфере ЖКХ появится только в 2024 году.
В некоторых случаях Смольный ограничивается только элементарными сайтами-витринами. С одной стороны, они дают информацию по интересующим вопросам (к примеру, в Петербурге работает витрина мер поддержки бизнеса или кружков дополнительного образования школьников). Однако. с другой, было бы логично, чтобы через эти же сайты родители могли бы сразу записать свое чадо на футбол или отправить будущего инженера на конструирование роботов. Но сайт в большинстве случаев дает только адрес и телефон организации, предоставляющей услуги. Кнопка «записаться» работает только в редких случаях, хотя могла бы значительно упростить жизнь в вопросах взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Аналогичная ситуация и с предпринимателями – они могут узнать о возможных льготах для своего бизнеса, но не подать документы на предоставление субсидий в формате «единого окна», что значительно облегчило бы работу как бизнеса, так и госорганов на другом конце.
Что интересно, по словам профильного вице-губернатора Станислава Казарина, в прошлом году разработчики городских сервисов лишились к ним доступа после завершения работ. В Смольном это объясняют вопросами безопасности, вероятно, чтобы минимизировать человеческий фактор в возможных сливах информации, которых в прошлом году из приложений крупных коммерческих структур (сервисов доставки или маркетплейсов) было достаточно. Однако, подобная политика, в случае поломки приложения, похоже, может затянуть и его ремонт.
В этом случае не ясно, почему Петербург не может начать тесное сотрудничество с Москвой, которая, кажется, значительно опережает в вопросе цифровизации остальные регионы. Это позволило бы оперативно интегрировать полезные сервисы в жизнь петербуржцев без лишних затрат и беспокойства о безопасности данных. К тому же, подобные примеры уже есть. Особого стремления к независимости Смольного в вопросах использования инфраструктуры сервисов, связанных с парковками, не было. Транспортный блок логично присоединился к московскому приложению. Так, похоже, удалось избежать долгого периода, когда сервис работает с переменным успехом и постоянно проводит технические работы.
Представители стартапов указывают, что в большинстве городов России глобальные потребности общества в цифровизации идентичны: записать ребенка в школу или детсад, получить талон к врачу или пожаловаться на яму на дороге. Поэтому основную канву информационных аппов, действительно, может быть эффективнее разработать централизовано для всей страны, а уже после корректировать приложения под конкретные запросы каждого региона.
«На федеральном уровне проще обкатывать проекты цифровизации, команды имеют доступ к большему бюджету и могут спокойно корректировать свои решения с учетом результатов экспериментов. Хороший пример, это Госуслуги. Они резко сократили цифровое неравенство. Есть опасения, что общая программа цифровизации сделает рынок более монопольным. Но в тоже время уникальные решения команд разработчиков могут сразу получить масштаб и быть востребованными у сотни миллионов человек»,— считает совладелица финансового стартапа Виктория Зайцева.
Отметим , что согласно планам Смольного в 2022-2024 годах из городского бюджета на цифровизацию городских государственных услуг будет выделено 15,5 млрд рублей. Кажется, что логичнее было бы цифровому блоку администрации не изобретать каждый раз велосипед при реализации полезных сервисов и приложений, а изучить, что было реализовано в других регионах, в поисках уже готового решения. Так можно и средства сэкономить и не уделять внимание многочисленным правкам на старте работы аппов. К тому же Минцифры под руководством Максута Шадаева, кажется, может быть заинтересовано в появлении единого цифрового ландшафта в России. Вместо парада IT- суверенитетов, в этом случае, цифровизация страны в целом, вероятно, шла бы быстрее, а профильные компании видели бы, что в случае разработки действительного востребованного приложения его оперативно можно было бы интергрировать в массы.