Некоторые петербургские почтальоны месяцами не могут попасть в парадные, централизованно оснащенные «умными домофонами» по госконтракту. Эта проблема омрачает статистику, что количество «умных домофонов» в городе превысило 25 тыс. или 40 % от общего числа.
В течение декабря 2022 года автор трижды встретил своего почтальона на скамейке перед «умным домофоном», прежде чем её отделению Почты России удалось решить эту проблему, а у многих других почтальонов, похоже, до сих пор нет ключей от новых домофонов. Это происходит из-за отсутствия официальной информации и алгоритма действий. Для похожих проблем жильцов есть единая линия Дом.ру, и официальное объявление, а для почтальонов информации зачастую нет (как и для лифтовых, и других компаний, кому нужен доступ в парадные).
Создается впечатление, что управление почтовой службы по СПб и ЛО, которое за месяц так и не ответило на наш запрос, предложило каждому отделению разбираться самостоятельно; начальники отделений предлагают то же почтальонам: ждать, звонить по квартирам и даже «просить ключи у маломобильных пенсионеров».
Количество почтальонов в Петербурге, по разным данным, от 1,8 до 3,7 тыс. Им может потребоваться до 5 тыс. ключей. Где-то уже начинаются конфликты с жильцами.
Заказчик модернизации домофонов «Городской мониторинговый центр» (ГМЦ) сообщил автору, что Дом.ру передаёт универсальные ключи для Почты через УК. Влиять на это ГМЦ не может, потому что «действует четко в рамках госконтракта…, возможно возникло какое-то недопонимание или не выстроен процесс между Дом.ру – УК – Почтой».
В Дом.ру разноголосица в ответ на попытки разобраться через горячую линию и в сообществе ВКонтакте. С трудом найденный профильный специалист по взаимодействию с УК подтвердила, что в рамках госконтракта ключи выдаются только УК с ведением реестра. Если кто-то пожалуется в ГМЦ на посторонних в модернизированных парадных, Дом.ру предоставит информацию, кому они передали тот или иной ключ. (Отсюда УК ещё и несут ответственность за пропажу или продажу в интернете универсальных ключей.)
Специалист Дом.ру отметила, когда к ней обращаются с Почты, она направляет в ЖКСы (УК), и те выдают ключи. Получается, что требуется двойной контроль (нажим) от Почты и Дом.ру. Она призвала отделения Почты обращаться в УК с официальными письмами, одновременно дублируя запрос через неё, но её телефона в открытом доступе нет.
Также специалист отметила, что ключи «вездеходы» от Дом.ру могут не открыть все без исключения модернизированные парадные, так как отдельные операторы домофонов могут не предоставить доступ к обслуживаемым ими домофонным панелям. Она назвала компанию Цифрал, что странно, учитывая, что Дом.ру владеет 50 % акций этого оператора. Получается, в результате модернизации домофонов по госконтракту у каждого почтальона может быть по два (!) ключа: один от Дом.ру, полученный через УК; другой от Цифрала. (Хотя в доме автора ключ работника УК от Дом.ру открывает парадную, обслуживаемую Цифралом.)
В Цифрале прокомментировали автору, что конкретно по этому вопросу с Дом.ру не взаимодействовали. В начале 2022 года исходя из первостепенного значения безопасности жильцов выработали схему работы напрямую с обслуживающими организациями, включая почту. Здесь ведут свой реестр ключей, выданных по актам под конкретную функцию. За 2022 год Цифрал установил взаимодействие со 122 отделениями почты из более чем 500. Они призывают почтальонов обращаться к ним через сайт или по телефону, указывать контакты начальников отделений Почты, обещают в течение дня перезвонить.
По запросу начальника отделения Почты, Цифрал выгрузит адреса данного отделения, проверит наличие своих и модернизированных домофонов, сформирует ключ с индивидуальным номером и сделает бесплатные копии.
«Появится новая модернизированная парадная – добавим её в ваш ключ; потерян или украден ключ – удалим и перезапишем»,– сказали в Цифрале.
Про возможность получения ключей от Дом.ру через УК здесь не владеют информацией.
И в Дом.ру, и в Цифрале приняли на заметку потребность в официальной информации для почтальонов. Её формулировка, вероятно, потребует объединения и упрощения параллельных и многоступенчатых структур.
Вопрос с «умными домофонами» нужно и решить по-умному, чтобы бессистемность прав на вход в дома петербуржцев не контрастировала с централизованным решением в области безопасности. Ведь на получение видеоданных с умных домофонов, судя по госзакупкам, город с 2018-го года потратил более 1,8 млрд руб.