Государственный Эрмитаж в сотрудничестве с «Интерросом» и компанией «Атомайз» запустили токены на фрески школы Рафаэля XVI века.
Группа «Интеррос» и платформа «Атомайз» разработали токены в формате гибридных цифровых прав (ГЦП) на фрески учеников мастерской Рафаэля, датируемые XVI веком. Речь идет сразу о нескольких произведениях искусства, а именно о «Венере и Амуре на дельфинах», «Венере и Адонисе», а также о «Венере, вынимающей занозу».
В Государственном Эрмитаже идут в ногу со временем, а потому музей не первый раз выпускает NFT на произведения искусства, однако этот пилотный проект отличается от остальных.
Токенизация предметов искусства впервые реализуется только на территории России и осуществляется в полном соответствии современному российскому законодательству о цифровых финансовых активах. Это позволяет защитить права покупателям таких токенов.
«Мы в Эрмитаже — большие любители инноваций. И многие пилотные программы делали вместе с «Интерросом». Очередной проект посвящен использованию новейших технологий для развития музейного дела и создания совершенно уникальных продуктов. Для токенов мы выбрали три фрески школы Рафаэля, которые реставрировались в Эрмитаже. В процессе выяснилось, что эти росписи подновлялись и переделывались под вкусы последующих эпох. Поздние записи скрывали замечательные фрески учеников Рафаэля: теперь все это заиграло, они снова прекрасны. Промежуточные состояния фресок, которые фиксируются только на этапах реставрации и затем исчезают, — это сама по себе замечательная история. В этом и смысл NFT — сделать уникальное, чего не было и уже не будет. Благодаря «Интерросу» и платформе «Атомайз» появилась система, с помощью которой токены могут выпускаться и продаваться в соответствии с российским законодательством и без больших финансовых потерь. Эту новую юридическую, технологическую и новую искусствоведческую схему мы используем для того, чтобы и дальше создавать «Эрмитаж в облаках» — нашу резервную копию. Он будет виден со всех концов мира — через технологии, для которых не существует границ»,— подчеркнул Михаил Пиотровский — директор Государственного Эрмитажа.
Для создания токенов специалистами проекта были использованы фото, которые работники музея сделали еще до реставрации фресок и на разных этапах реставрации. Выручка, полученная с продажи токенов, отправится на реставрационные расходы коллекций Эрмитажа.
«Конечно же, пионером в этом направлении в нашей стране всегда был Государственный Эрмитаж, который отчеканил целый ряд своих шедевров, сделал такие вот токены с Мадонны Литты Леонардо да Винчи, с произведений Клода Моне, Винсента Ван Гога и многих других. Конечно же, вот такие вот эксперименты привлекают к реставрационной науке, к музейным коллекциям, к музеям, к истории искусства, к искусству вообще очень широкую аудиторию, в том числе молодую аудиторию»,— полагает кандидат искусствоведения, завкафедрой истории искусства и гуманитарных наук МГХПА им. С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин.
Группа «Интеррос» в этом проекте в очередной раз демонстрирует проявление курса на цифровизацию бизнеса. Для компании этот проект далеко не первый в сотрудничестве с Эрмитажем, но такой прорывной для России впервые.
Сергей Батехин, генеральный директор компании «Интеррос», подчеркивает, что токенизация успешно добралась и до искусства. Идея совместного проекта «Интеррос» и Государственного Эрмитажа заключается как в привлечении внимания людей к реставрации, так и к такой технологии, как токен. Именно благодаря ему люди смогут увидеть произведения искусства в том облике, в каком они уже не существуют, а именно в дореставрационном: «Это попытка в цифровой форме создать уникальный образ, который в реальной жизни уже не существует, но в цифровой форме будет жить».