Важнейшей из многих составляющих комфортной городской среды остаются лифты. Особенно это важно для социальных объектов. В мегаполисе проживает почти пять миллионов человек, из которых полмиллиона — инвалиды — люди, испытывающие повышенные потребности. Петербург — старый город. Компаниям, занятым установкой подъемного оборудования, приходится буквально колдовать над каждым объектом, чтобы установить лифт.
Только в этом году общественный резонанс получили случаи с двумя инвалидами-колясочниками. Первый не попал в спа-зону отеля, оплаченную при заселении в гостиницу; вторая — в один из музеев в Петергофе. И это только известные случаи, а сколько остается скрытых? Тем не менее в Петербурге уделяется много внимания устранению преград для передвижения маломобильных групп людей. Хотя не всегда это до конца доведенная работа, а только видимость безбарьерной среды. Например, воспользовавшись пандусом, у инвалида возникают проблемы с передвижением внутри многоэтажного здания, где нет подъемников на другой этаж.Хотя стоит признать — оборудовать лифт в каждом здании не только дорого, но и сложно.
На сегодня требования к лифтовому оборудованию регулируются соответствующими техническими регламентами и стандартами. Объем требований для общественных и промышленных объектов значительно выше, чем для обычных домов. При этом существует множество нюансов, которые необходимо учесть при проектировании самих лифтовых шахт и подъемного оборудования. Поэтому многие компании отказываются от таких контрактов.
Конечно же, все требования исходят из характера социального объекта. Например, если речь идет о больнице, здесь существуют определенные стандарты по ширине дверей для безбарьерного доступа людей с ограниченными возможностями или для передвижения на каталке. Существует и особый режим работы — рабочим в буквальном смысле приходится подстраиваться под распорядок дня самой больницы.
«Работая в Орловской больнице, часто приходилось учитывать особенности режима работы самого медицинского учреждения. Нельзя было работать после 18 часов, а также в выходные и праздничные дни, что, безусловно, отразилось на сроках исполнения контракта и изначально не было указано заказчиком в техническом задании»,— уточняет генеральный директор «Могилевлифта» Анатолий Черников.
По словам эксперта, многие подрядчики не желают исполнять контракты с медицинскими учреждениями ввиду отсутствия авансирования в соответствии с законом. Это означает, что оплата за оборудование и работы будет произведена после подписания актов выполненных работ. При этом монтаж лифтового оборудования может длиться от двух месяцев до года, в зависимости от характеристик объекта. В связи с чем компании вынуждены пользоваться заемными денежными средствами и брать кредиты для выполнения работ, выплачивая проценты банкам.