Ученые задокументировали первые в истории случи передачи болезни Альцгеймера от человека к человеку. Симптомы проявились у пациентов, которым 40, 50 и даже всего 30 лет, что намного меньше, чем характерно для начала развития данного заболевания.

У пациентов не было генетических мутаций, которые обычно приводят к болезни Альцгеймера в раннем возрасте. Но у них была общая история, связанная с одной медицинской процедурой, сообщает научный журнал Nature Medicine.

Как болезнь Альцгеймера передалась другим людям

Как выяснилось, в детстве все пациенты получали гормон роста для лечения заболеваний, которые приводят к развитию низкорослости. А брался этот гормон из человеческого мозга (от умерших доноров).

Вместе с гормоном роста пациенты случайно получили частицы белка, а те в свою очередь попали в мозг. В некоторых случаях это вызывало смертельное заболевание головного мозга, называемое болезнью Крейтцфельдта-Якоба — именно данное открытие привело к запрету этой технологии 40 лет назад.

Но, вероятно, от доноров реципиенты получили кое-что еще. Как сообщила научная группа, лечившая пациентов, трансплантация гормона привела к появлению в мозгу некоторых реципиентов бета-амилоидного белка, который является отличительной чертой болезни Альцгеймера. Десятилетия спустя это привело к формированию в головном мозге бета-амилоидных бляшек.

Это первые известные науке случаи передачи болезни Альцгеймера от человека к человеку.

Другие ученые согласились с выводами коллег, поскольку только у людей, получивших гормон роста от доноров методом, который не удаляет частицы белка, развилась деменция.

Такие случаи заболевания известны как «ятрогенные», то есть развившиеся в результате врачебного вмешательства. В механизме развития болезни в данном случаи участвуют прионы — инфекционные агенты, состоящие только из измененных белковых молекул хозяина. Они представляют собой неправильно свернутые молекулы прионного белка PrP, при взаимодействии с которыми нормальные молекулы PrP превращаются в им подобные. То есть прионы действуют как вирус, которым по сути не являются.

Авторы статьи предоставили убедительные доказательства того, что в чрезвычайных обстоятельствах болезнь Альцгеймера передается по прионному механизму,
— прокомментировали феномен ученые Тюбингенского университета (Германия).

Болезнь Альцгеймера заразна?

И авторы исследования, и сторонние исследователи подчеркивают, что болезнь Альцгеймера — это не какое-то заразное заболевание, которым можно заболеть, например, ухаживая за родственником.

Случаи, связанные с описанным выше механизмом передачи, теперь также исключены. Вместо гормона от доноров последние десятилетия используется синтетический гормон.

Авторы статьи указали только на пять пациентов с болезнью Альцгеймера из более чем 1800 человек, которые получали гормон роста в Великобритании с 1959 по 1985 год от умерших доноров. Тем не менее исследователи считают, что полученные результаты являются напоминанием о важности стерилизации нейрохирургических инструментов, которые теоретически могут переносить прионы, если их не очищать должным образом.