Актриса Евгения Чиркова подает в суд на режиссера Аиду Хорошеву, у которой 3-4 февраля запланирована премьера спектакля «Красный платок» про Даниила Хармса.
Оказалось, что изначально Хорошева обязалась сделать музыкальный моноспектакль для Чирковой по предоставленным ею материалам – дневникам Марины Малич (Дурново), жены Хармса. Чиркова с этим моноспектаклем хотела вернуться на сцену к зрителю после перерыва, связанного с болезнью.
В эту субботу, 3 февраля 2024 года, в петербургском театральном центре «На Коломенской» запланирована премьера спектакля «Красный платок» по фактам, взятым из книги Владимира Глоцера «Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс». Режиссером-постановщиком, автором идеи и автором пьесы заявлена Аида Хорошева.
Однако, как стало известно «Мойке78», пьеса, посвященная непревзойденному мастеру абсурда, скандала и эпатажа, сама оказалась в центре скандала. Оказывается, это произведение Аида Хорошева создала по договору с ООО «ПКТК «Естудио44» — продюсерской студией известной актрисы Евгении Чирковой («Холодный расчет», «Обручальное кольцо», «Не родись красивой», «Принцесса цирка»).
Несостоявшийся моноспектакль
Однако, как говорит Евгения Чиркова, сыгравшая во многих сериалах, включая «Наши соседи», представленная ей пьеса оказалась не соответствующей техзаданию.
«У меня был перерыв в карьере по здоровью, я долго восстанавливалась после болезни, и вот теперь решила вернуться на сцену к зрителю с этим моноспектаклем, — говорит Евгения Чиркова. –Хармс был неслучаен: ведь это была моя дипломная работа, я из книги дневников сделала получасовую работу со стихами Хармса и монологами Марины Дурново, он по-настоящему брал за душу, и многие мои педагоги и кафедра восхищались.
В 2009 году мой преподаватель сценической речи из ГИТИСа, Сусанна Серова, мне прямо сказала: вот это твой материал, просто 100 из 100, и подарила мне эту книгу и сказала: я знаю, ты вырастешь как актриса, и сможешь выбирать себе материал, тогда пожалуйста, сделай этот моноспектакль. И когда спустя много лет однокашники просили отдать им материалы: мол, такая крутая работа, отдай мне, раз тебе не надо — я им объяснила, что сама все эти годы над ними работала. Планы моноспектакля постепенно сложились».
Хорошева, по словам Чирковой, на тот момент — после своего скандального увольнения из Театра на Бронной — давно и плодотворно занималась сетевым маркетингом БАДов и марафонов похудания.
«С Аидой я ранее работала и видела ее талантливым, творческим человеком, вот я и предложила ей вернуться в профессию и взяться за сценарий, — говорит актриса. – Она долго упиралась, говорила «вы ставите не на ту лошадь», потому что Хармсом она до этого не интересовалась, а уж про Марину Малич вообще впервые услышала от меня. Но я ее убедила. Мы заключили договор, она взяла деньги – полмиллиона рублей, две трети от всего вознаграждения, я подробно описала ей, что хочу получить. Периодически мы встречались, созванивались, списывались, обсуждали многое в мессенджерах. Через какое-то время она принесла мне на читку предварительный итог, Саша Федякин записывал ее на диктофон. Тогда она еще придерживалась истории Марины Малич, о которой мы договаривались изначально, я лишь попросила ее вернуть монологи, которые та убрала. А она вместо этого поехала в Питер всем своим знакомым читать несогласованные черновики моего спектакля, за который я заплатила ей деньги. Потом была вторая читка, на которой она сразу заявила: я убрала Глоцера, чтобы вам ему не платить, и полностью переработала все его фразы, заменив их материалами из архива. Но когда я начала это читать, у меня стали прямо слезы душить. Я понимаю, что странички уже заканчиваются, и чуда ждать от того, что осталось от работы, не приходится. Все самое вкусное было абортировано».
По словам Евгении, она предложила ей доработать текст, вернув удаленные сцены. Та отказалась и ушла, хлопнув дверью.
«При этом она забрала оба экземпляра текста, так что я даже не могла составить табличку с замечаниями, что именно и как именно исправить. Так что я как заказчик работу, которую можно обсуждать и согласовывать, не получила»,— говорит Евгения Чиркова.
«Мне приснились Хармс и Виктюк»
Аида Хорошева запустила сбор средств на постановку спектакля «Красный платок» на краудфандинговой платформе «Планета.ру» 19 декабря 2023 года. На сегодня, по данным портала, собрано 187 тыс. руб.
Наш корреспондент побывал на репетиции ее труппы (которая, по ее словам, работает «за идею», бесплатно).
«Обращаться к власти за бюджетными деньгами… Это не тот случай. Хармс не мог бы творить на деньги из казны, да и Виктюк так не делал»,— гордо заявляет она.
«Когда я написала эту инсценировку, ставить ее было негде, не на что, я это понимала. Спектакль сейчас ставится из воздуха», — продолжает Хорошева. – Дело в том, что в сентябре 2023 года мне во сне явился Виктюк, присел рядом и сказал: что ты тут сидишь, иди репетируй. И я рассказала своему мужу (он художник по свету, также занят в спектакле), он сказал, что это серьезно и надо ставить спектакль».
По словам Аиды, Виктюка она считает своим учителем, хотя не училась у него, только была на его репетициях.
«Виктюк был всегда поклонником Хармса, — говорит Хорошева. — Это два великих мистификатора. Мистификатор театра — Роман Виктюк и писатель-мистификатор Даниил Хармс. Также Виктюк был поклонником Малевича. Малевич тоже незримо присутствует на сцене».
Мы побывали на репетиции спектакля. На сцене занято две актрисы. Среди декораций старые предметы, много чемоданов. Портрет Хармса на ткани, пустой стул (подразумевается, что там Виктюк), и в одном из открытых чемоданов — Черный квадрат (не картина, а просто нарисован, типа отсыл).
Мы спросили Аиду Хорошеву, что она может сказать о возможном творческом ее конфликте с Евгенией Чирковой, она назвала вопрос «странным» и отказалась его обсуждать. В Театр «На Коломенской» Мойка78 отправила запрос о позиции театра относительно данного спора. Редакция вставит ответ в эту же статью, когда (и если) он поступят.
В комитете по культуре нам ответили следующее:
«Каких-либо обращений в адрес нашего Комитета от сторон, вовлеченных в конфликт, не поступало. Также отметим, что упомянутое Вами учреждение не принимает участие в проектах поддержки негосударственных театров».
Сон в руку
Примечательно, что Виктюк Аиде Хорошевой приснился (если, конечно, действительно приснился) через два месяца после того, как она 28 июня 2023 года направила Евгении Чирковой уведомление о расторжении договора. Говорил ли во сне Виктюк о том, как выстраивать свою позицию по отношению к заказчице спектакля, Аида Хорошева не сообщает.
«Я давала время Аиде Фархулловне исправить ситуацию, у договора был срок до конца 2023 года, и я не обращалась в суд до этого момента, — говорит Евгения Чиркова. — Когда же та стала тиражировать эту свою легенду, просить друзей делать перепосты с чудовищной циничной сказкой о том, что ей приснился ее кумир, учитель Виктюк… тут уже я решила, что добро обязано быть с кулаками и защищать свое. Меня поразило это циничное злоупотребление доверием огромного числа наших общих знакомых и зрителей».
По словам Евгении Чирковой, ее юристы сейчас готовят иск к Аиде Хорошевой, в рамках которого потребуют наложить запрет на показ спектакля.
«По договору авторского заказа у исполнителя есть риск творческой неудачи и этот риск становится еще больше при размытых критериях качества услуг исполнителя. Слишком разными могут быть представления о прекрасном, — говорит Вадим Усков, адвокат, патентный поверенный и основатель юридической компании «Усков и Партнеры». – Но, если исполнитель не предоставил в обозначенный срок указанным в договоре способом текст, то тут речь идет о банальном неисполнении обязательств. И в этом случае заказчик вправе требовать возврата всей суммы аванса».