Российский художник Андрей Молодкин угрожает уничтожить картины Пикассо, Рембрандта и Уорхола в случае смерти журналиста Джулиана Ассанжа.

Журналист The New Yorker Надя Бирд побывала в доме концептуалиста во Франции. В нем Молодкин установил огромный 32-тонный швейцарский сейф, в котором хранит произведения Пикассо, Рембрандта и Энди Уорхола, а также более современные работы таких художников, как Андреса Серрано, Сантьяго Сьерры и Сары Лукас. Обладатель коллекции оценивает ее в 40 млн долларов.

Бирд насчитала на тайнике пять разных замков. Внутрь помещаются несколько фанерных ящиков, изготовленных на заказ, в них будут храниться все картины. Однако все шедевры могут быть уничтожены — Молодкин фактически держит их в заложниках.

Художник заявляет, что между ящиками находится небольшой пневматический насос, соединяющий две белые бочки. Одна начинена кислотным порошком, а другая — ускорителем. Вместе они могут запустить химическую реакцию, достаточно сильную, чтобы превратить все содержимое сейфа в мусор в течение двух часов.

Зачем Андрею Молодкину уничтожать картины

Российский художник называет этот проект «Переключатель мертвеца». Под «мертвецом» он подразумевает австралийского журналиста Джулиана Ассанжа, который в настоящее время находится под стражей в лондонской тюрьме «Белмарш».

Молодкин утверждает, что в день слушания дела, 20 февраля, две видеокамеры начнут прямую трансляцию уничтожения шедевров на видеохостинге YouTube. Одна из них установлена прямо в сейфе, а другая снаружи. Если Ассанж умрет в тюрьме, сработает кнопка дистанционного управления, чтобы запустить химическую реакцию, и тогда содержимое сейфа будет утрачено навсегда. Произведения искусства не пострадают, если журналиста отпустят.

Супруга Ассанжа Стелла, с которой Молодкин познакомился в прошлом году на выставке в Лондоне, рассказала, что ее муж знает о «Выключателе мертвеца» и одобряет его.

«Это своего рода живой щит, но в форме искусства. Художественный щит»,
— сказала Стелла.

За что арестовали Джулиана Ассанжа

Ассанж в 2006 году основал сайт WikiLeaks с целью публикации секретной информации, полученной из анонимных источников, в том числе конфиденциальных документов Госдепа США и Пентагона. В 2010 году против него началось расследование якобы по обвинению в сексуальных домогательствах. Он уехал в Лондон, но его арестовали.

Ассанжа отпустили под залог, и он укрылся в посольстве Эквадора. В 2019 году его лишили политического убежища. Журналиста сразу задержали. В Великобритании приняли решение об экстрадиции в США, где ему грозит 175 лет тюрьмы.

Ассанж сможет обжаловать этот вердикт в последний раз 20 и 21 февраля текущего года. Именно в эти дни решится судьба картин в сейфе Молодкина.

Идеологический вандализм

Произведения искусства часто используют, чтобы привлечь внимание к острым темам. В обществе такие преступления называют идеологическим вандализмом. Они известны с незапамятных времен и часто затрагивают разные темы, например, военную, религиозную или политическую.

В последнее время экоактивисты довольно часто прибегают к подобной практике. Запустило эту волну движение Just Stop Oil, которое пытается оказать давление на власти Великобритании, чтобы они аннулировали все лицензии на использование, разведку, разработку и добычу ископаемого топлива.

В октябре прошлого года активисты облили томатным супом картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи» в Национальной галерее Лондона, но она была защищена стеклом, поэтому не пострадала. Затем они бросили шоколадный торт в лицо восковой фигуры короля Великобритании Карла III в Музее мадам Тюссо.

В немецком Потсдаме картофельное пюре запустили в картину Клода Моне из серии «Стога сена». В Берлине активисты приклеили ладони к скелету динозавра в Музее естествознания.