Генеральный директор Санкт-Петербургского Лифтового Завода (СПбЛЗ) Дмитрий Мареев рассказал о большом потенциале производителей лифтового оборудования, процессе импортозамещения в этой сфере и необходимости господдержки.
— В Петербурге и по всей стране массово обновляется парк лифтов. Готовы ли российские производители к подъему спроса?
Заводы недозагружены. Сегодня производители по всей стране, а еще добавим белорусских коллег, могли бы производить до 75 тыс. лифтов в год. Но есть проблемы. В настоящий момент нужно заменить порядка 100–125 тыс. лифтов, в том числе в медицинских и социальных учреждениях. Но уже можно сказать, что всех ныне имеющихся мощностей вряд ли хватит для реализации этой программы. Игроки рынка прекрасно понимают, что средств собственников жилья недостаточно, для повышения темпов замены старых лифтов необходимо софинансирование госбюджета, госбанков. Большинство лифтов в старом жилом фонде по всей стране отслужили свой срок и подлежат замене. Волевым решением период эксплуатации лифтов немного продлили, до 2025 года. Устаревающее оборудование работает с перебоями, остановками, требует ремонта. Ресурс работы лифтов 25 лет.
При этом именно сейчас и СПбЛЗ, и другие производители столкнулись с целым рядом проблем. Прежде всего — значительное удорожание сырья для работы — стоимость российского металла выросла на 30–50%. А поставщики требуют стопроцентной предоплаты. И хотя логистические цепочки не нарушены, а заказчики не отменяют контракты, их становится трудно выполнить — ощущается нехватка оборотных средств. Пополнять их, обратившись в банки за кредитом, становится неподъемно: ставка российских финансово-кредитных учреждений 20–30% годовых, что сделает всю экономическую модель производства невыгодной. Повышение цен коснулось и сегмента станкостроения.
Смягчить остроту ситуации можно, только если прямо сейчас начать принимать реальные меры по поддержке и развитию отечественных производителей лифтов.
— Каковы объемы Вашего производства? За счет чего их можно поднять?
В год мы выпускаем порядка 600 лифтов. После запуска нового производственного модуля мощность вырастет до 800 лифтов в год. Они пойдут как в программы по замене старого оборудования в Петербурге, Ленинградской области, других регионах РФ, так и в новостройки. Объемы производства лифтов постоянно повышаются, СПбЛЗ расширяет станочный парк и номенклатуру производимых локальных элементов, используемых в изготовлении оборудования. Важно, что при этом завод много инвестирует в расширение и совершенствование производства. Также производим металлокаркасные, подвесные шахты различной модификации и комплектующие для лифтов: двери, люки и лифтовые обрамления.
— Какой рынок более емкий сегодня: новое жилое строительство или массовая замена лифтов в старых домах? Каковы тенденции на ближайшие годы?
На сегодня более емкой является замена в старом жилом фонде, объем лифтов, требующий замены, значительно больше потенциала нового строительства.
Лифтовой рынок в обоих случаях зависит от региона, города и финансирования. «Емкость» рынка, с учетом сегодняшней ситуации, спрогнозировать трудно. Почти невозможно учесть изменения и будущие проблемы застройщиков или строительных компаний и финансовые возможности фондов капитального ремонта.
— Как идет импортозамещение в отрасли? Какие детали и механизмы остались нероссийского производства?
В целом за рубежом мы закупаем только 10% необходимых для производства комплектующих. Как правило, в Турции и Китае. Поэтому можно сказать, что определенных успехов импортозамещения мы действительно достигли. Для поиска отечественных производителей существуют площадки Российского лифтового объединения и Евразийской лифтовой ассоциации — они позволяют выстраивать производственную кооперацию между поставщиками комплектующих и крупными предприятиями, как наше.
Уловив же конъюнктуру рынка, зарубежные партнеры подняли цены на некоторые позиции, используя нашу незначительную, но все же зависимость от импортных комплектующих. Кроме этого, наша отрасль в недостаточной степени обеспечена государственной поддержкой. Хотя Минстрой и Минпромторг постоянно обсуждают льготы для лифтовых заводов.
Импортозамещение в целом набирает темпы. Статистика такова: 75% приходится на долю российских лифтов, 25% — иностранных. По мнению специалистов, при поддержке государства, развитии отечественного лифтостроения и соответствующей квалификации работников задача может быть решена в течение нескольких лет. Многие необходимые компоненты уже производятся в России, улучшилось и их качество. Спрос на отечественное оборудование заметно возрос со стороны строительного рынка.
— Чем различаются лифты российских производителей, каков разброс по качеству и цене? Может, кто-то производит более умные лифты или скоростные?
Большой разницы по стоимости лифтов нет, все российские производители держатся на одном уровне, с небольшими различиями. Основным показателем является качество как оборудования, так и гарантийного сервиса и послегарантийного сопровождения. Все производители стремятся расширить модельный ряд для любых потребностей заказчика. К примеру, в 2023 году мы освоили производство оборудования в усеченные лифтовые шахты, что крайне актуально для объектов в исторической части обеих столиц.
— Какое оборудование производит Ваша компания помимо лифтов для жилых домов?
СПбЛЗ может производить лифты для поликлиник, больниц, торговых и бизнес-центров. Собственно, все производители России такие лифты выпускают. Отличие лифтов для медучреждений — большая грузоподъемность и увеличенные размеры дверных проемов, чтобы перевозить пациентов на каталках и реанимационных кроватях. Кабины сделаны из высокопрочной нержавеющей стали, устойчивой к постоянной обработке антисептиками, оснащены системами высокой точности остановки. Таких лифтов нужно не очень много, но требования к качеству их изготовления высокие, их производят достаточно.
Помимо стандартных требований к лифтовому оборудованию, как безопасность, комфорт и надежность, наши подъемники отличаются высокой износоустойчивостью — не только основных механизмов и конструкции лифта, но и материалов отделки кабины. Мы рекомендуем клиентам самые современные модели лифтов с отличной скоростью, бесшумностью и плавным движением.
— Какую гарантию дает производитель на свою продукцию? Сопровождает ли после продажи, установки?
Стандартный срок гарантии составляет 18 месяцев с даты ввода лифта в эксплуатацию, но не более 24 месяцев с даты поставки. Возможно расширение до 60 месяцев с даты поставки, с удорожанием стоимости. Мы обязаны обеспечить техническую поддержку на протяжении 25 лет службы лифта.
— Напомните читателям основные правила пользования лифтами. Может ли лифт упасть, если в нем попрыгать?
Основные правила пользования лифтом таковы:
• При входе в кабину с ребенком — войдите первым, выходе — пропустите ребенка вперед.
• При перевозке ребенка в коляске — возьмите его на руки.
• При перевозке собак, держите их за ошейник или на руках.
• При высвечивании табло перегруза, нужно уменьшить загрузку кабины.
Запрещается:
• Пользоваться лифтом детям дошкольного возраста без сопровождения взрослых.
• Курить, перевозить в кабине легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и ядовитые вещества.
• Открывать вручную двери шахты и кабины лифта, проникать в шахту лифта.
• Пользоваться лифтом, если кабина задымлена или чувствуется запах гари.
• Прыгать в лифте.
При последнем помимо блокировки и перекоса кабины будут приходить в нерабочее состояние различные устройства и механизмы.
Просто «упасть» лифт не может, так как все они оснащены устройствами безопасности для защиты кабины от свободного падения и превышения номинальной скорости лифта при движении. При ее превышении, т. е. при падении, механический ограничитель скорости активирует механические же ловители (тормоза), установленные на балке кабины, лифт сразу останавливается и удерживается на направляющих кабины.
Также ограничитель скорости оборудован концевыми выключателями, которые при случайном движении кабины ниже отметки первого посадочного этажа или отметки точной остановки верхнего этажа приводят в действие ловители. Таким образом, неконтролируемое падение лифта с действующими устройствами безопасности исключено.
Но за то, чтобы лифт работал и выглядел как новенький весь долгий срок службы, ответственны, как мы видим, и производитель, и эксплуатирующая компания, и, конечно, пассажиры.