Представители логистического и курьерского бизнеса собрались в Агентстве Бизнес Новостей обсудить новые вызовы в виде исчезновения грузов, за которые затем перевозчику выставляется счет через суд. Нашлись любопытные случаи. И даже возникли аналогии со старыми схемами, например, возмещением псевдоэкспортного НДС.
Невысокий порог входа в курьерский бизнес, устойчивый и даже растущий спрос, сопровождающий развитие электронной торговли, все больше привлекают начинающих предпринимателей. Но на этом фоне эксперты отмечают, что есть некоторые подводные камни, на которые может порой наткнуться и бывалый игрок рынка.
Как пример, исчезновение груза во время перевозки или якобы легальное его получение, а затем претензии, что он не был доставлен. Адвокат Игорь Штин полагает, что необходим государственный отраслевой стандарт, в котором нужно четко разделить понятия грузоперевозки и курьерской доставки.
«За курьерскую доставку, за которую компания получила 4 тысячи рублей, арбитраж — уже две инстанции — вменил им ответственность как полноценному грузоперевозчику или экспедитору на сумму 25 млн из-за пропажи груза»,
— поделился практикой адвокат.
Генеральный директор ООО «Экспресс» Евгений Нижеметов рассказал, что произошло это следующим образом: груз был выдан верифицированному лицу по удостоверению с его фотографией, а также по номеру накладной, который совпал с тем, что назвал получатель, а уже через полтора часа в офис пришли правоохранители, и ситуация повернулась таким образом, что перевозчик груз не доставил. Итог — судебный иск на 25 млн.
Евгений Нижеметов также отмечает, что проверять и распечатывать каждый запакованный пакет, когда на пункте приема стоит очередь, просто невозможно, да и права такого у курьерской службы нет. Более того, эксперты отмечают, что сотрудники курьерской компании не вправе заставить указать изначально ценность груза и не могут обязать его застраховать. Что перевозится и сколько это стоит, установить невозможно, понятен лишь весь товара. Оценка груза все поставила бы на места.
«Перевозчик сам решит — возьмется или нет за перевозку, выберет транспорт, сопровождение и охрану, если понадобится, сопоставляя все риски и выставляя соответствующую цену за услугу»,— считает Евгений Нижеметов.
«Практически на всех крупных онлайн-площадках, где происходит страхование потоковых грузов, работают системы по борьбе со страховым мошенничеством. Ну и практически у каждого страховщика внедрены и работают свои аналитические ресурсы по профилактике рисков обмана со стороны клиентов. Это давно сложившаяся практика работы страховщиков. Что касается сферы курьерской доставки, где практически нет возможности провести адекватную аналитику и оценить степень страхового риска, страховщик работать в ней пока не готов. Мы пока оцениваем этот риск как запредельный»,— высказался по данному вопросу Первый заместитель директора филиала — руководитель управления Управление корпоративного страхования Страхового Дома ВСК Константин Алтунин.
Участники обсуждения сделали вывод, что, похоже, подобные схемы реализуются не в одиночку и не носят точечный характер, кроме того, стоит проверять такие случаи на коррупционную составляющую, без которой осуществить такую схему непросто. Арбитражный суд, отметили участники встречи, не приостановил рассмотрение дела до окончания уголовного расследования о пропаже груза. Это сочли крайне странным председатель Совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), учредитель Fox Legal Consulting Александр Ефимов и руководитель компании «Бизнес в праве», юрист Анастасия Шаварова. Последняя также отметила, что по факту мошенничества не то, что быстро, но вообще крайне сложно добиться возбуждения уголовного дела.
На встрече прозвучали неутешительные цифры: с января 2020 года по май 2024 общая стоимость похищенных грузов составила более чем 4 500 000 000 рублей. Среди пострадавших известные крупные бренды.
«При этом нередко сами бизнесмены не проявляют необходимой коммерческой осмотрительности при выборе перевозчика. Ну, скажем, как ты можешь быть перевозчиком и не иметь своего собственного транспорта и кого-то нанимать. Опять же подтверждение полномочий водителя, принимающего груз на складе, доверенностью не соответствует специальным нормам. Порочная практика, потом не разобраться, кто давал команду на выдачу этой доверенности»,— считает заместитель директора ИМПАКТ Алексей Кожевников.
Он отметил, что на протяжении нескольких лет эксперты компании сопоставляли данные водителей, фото, машины, эпизоды, и все говорит о том, что, похоже, это отнюдь не разрозненные факты и, опять же, повод искать коррупционные моменты.
По словам, руководителя направления «Грузовичкоф Бизнес» Станислава Наркевича, один из способов противодействовать мошенникам — разрабатывать регламенты для сотрудников каждого подразделения компании: нормы и правила станут опорой и ориентиром в работе, соответственно, каждый будет более внимателен и бдителен, что необходимо с учетом регулярно возрастающей активности мошенников. В «Грузовичкофе» также реализованы простые, но при этом эффективные решения, которые помогают сократить и предотвратить потенциальные риски при грузоперевозках. Эти решения затрагивают как непосредственно операционные внутренние процессы, так и клиентский сервис, чтобы обеспечить надежность и безопасность на всех уровнях взаимодействия с клиентом.
Эксперты пришли к соглашению, что стоит и государству обратить внимание на проблему. Участники провели параллель с давней многолетней борьбой с возвратом НДС за лжеэкспорт. Это была растиражированная схема, лишавшая когда-то российскую казну миллиардов. Однако слаженные действия госорганов, законодателей и добросовестного бизнеса дали свои всходы. Что касается курьерской доставки, то эксперты уверены, что хотя бы судебные органы могли взять, что называется, на карандаш противоречие, когда без объявления оценочной стоимости груза и без его страхования перевозчику предъявляются многомиллионные претензии.
По мнению экспертов, мошеннические схемы никуда не деваются, а кочуют в растущие сегменты экономики, одним из которых сегодня как раз является рынок доставки грузов. Участники дискуссии в АБН сошлись во мнении, что лидер по исчезновению в пути среди товаров в 2021 году поменялся: если ранее «в воздухе растворялись» чаще всего продукты питания, то теперь первое место антирейтинга занял металл. За ним по-прежнему шагают продукты, в чести у мошенников также алкоголь.