Приемная кампания в петербургские вузы уже началась. Этот период стрессовый не только для вчерашних школьников и их родителей. Последним сейчас приходится думать, на какие факультеты направить ребенка за высокими зарплатами в будущем. Но с каждым годом выбор становится уже, ведь прибыльные должности активно «поедает» искусственный интеллект.

По оценкам Goldman Sachs, в перспективе развитие ИИ затронет как минимум 300 млн рабочих мест по всему миру. Навыки некоторых специалистов на фоне развития нейросетей будут вовсе не нужны, часть столкнется с трудностями при поиске работы после вуза — начинающих специалистов также заменят машины.

Рассказываем, какие специальности лучше не рассматривать для поступления, чтобы потом не пришлось снова думать об образовании.

Юристы

Как бы странно это ни звучало, но эксперты всерьез опасаются, что часть юристов потеряет работу на фоне развития искусственного интеллекта. Уже сейчас нейросети могут подготовить проекты важных документов, собрать существующую судебную практику и даже составить судебный приказ. Подобный эксперимент проводился в России в 2021 году и ИИ доказал свою эффективность.

На полях ПМЮФ-2024 директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, заместитель президента Российской академии наук Талия Хабриева рассказала о рисках, что ИИ может полностью забрать на себя часть юридической работы, а не только стать вспомогательным инструментом.

Директор Центра по изучению российского права Хэйлунцзянского университета Гун Нань поддерживает коллегу — нейросети уже подсказывают юридическую практику, могут выделить важные моменты в деле и создают юридические документы. Не исключено, что рядовые юристы через несколько лет будут банально не нужны.

Аналитики данных

Рутинные задачи аналитиков достаточно схожи с задачами, которые может выполнять искусственный интеллект. Как следствие, по данным отчета Goldman Sachs, именно они входят в группу повышенного риска на фоне развития нейросетей. При этом в вопросе сбора и анализа данных человек значительно уступает ИИ по скорости. Те задачи, на которые человек тратит день, нейросеть может выполнить за пару минут. Более того, невостребованными окажутся и финансисты, которые анализируют состояние компании и прогнозируют ее дальнейшее развитие.

Также Goldman Sachs к «вымирающим» профессиям относит бухгалтеров. Причины те же: много повторяющихся типовых задач, которые ИИ может решать с большей скоростью. Примечательно, что часть крупных российских компаний уже внедрила ИИ для обработки платежных поручений, авансовых платежей и проверки документации.

Врачи

В случае с врачами, конечно, ИИ пока не сможет заменить высококвалифицированных специалистов, к примеру, хирургов. Однако часть задач педиатров нейросети вполне способны взять на себя. Министр здравоохранения России Михаил Мурашко в марте этого года рассказывал, что нейросети могут анализировать снимки МРТ и рентгена, обрабатывают историю болезни и подсказывают лечение. Кроме того, ИИ может направить к нужному специалисту и заполнить карту больного по результатам приема.

Мурашко считает, что внедрение ИИ не приведет к полному вымиранию профессии врача, а только поможет ускорить поставку диагноза и повысить производительность человека. Однако медсестрам и диагнозистам в поликлиниках все же есть чего опасаться.

Филологи и другие гуманитарии

Нейросети выполняют много функций в гуманитарной сфере, от рисования изображений до написания текста. Поэтому большинство разговоров о замене ИИ человека ведутся как раз в отношении гуманитариев. Классическим редакторам, вероятно, придется переучиваться на своеобразных «учителей» нейросетей. Член правления «Опоры России» Станислав Супрунов еще в прошлом году заявлял СМИ, что дизайнеры и низкоквалифицированные журналисты вынуждены будут менять профессию уже в ближайшем будущем.

«Все идет к тому, что очень скоро контента, созданного искусственным интеллектом, станет в разы больше, чем реальных фотографий и видеороликов»,
— высказал депутат Госдумы Антон Горелкин в своем Telegram-канале.

Кстати, риски касаются и тех, кто работает в киносфере. Свой первый фильм нейросети «сняли» еще в 2018 году. Сейчас же существуют отдельные программы с ИИ, где по заданным референсам легко получить полноценную картину в стиле Андрея Тарковского или Вуди Аллена.

HR-специалисты и психологи

Крупные аудиторские компании России, к примеру, «Технологии доверия» (ex. PWC) активно обсуждают применение ИИ в сфере HR. Причем в нашей стране уже есть кейсы, когда функция отбора и общения с потенциальным кандидатом отдана нейросетям.

По данным «Технологий доверия», нейросети могут обрабатывать входящие резюме, искать сотрудников по заданным параметрам, генерировать должностные инструкции и даже составлять индивидуальные траектории развития. Плюс, ИИ способен прогнозировать увольнение сотрудников, мониторить их психологические состояние по перепискам с коллегами в почте, контролировать соблюдение техники безопасности на производствах и в целом анализировать рынок труда. Такому набору навыков, кажется, позавидует любой HR-специалист.

Психологам в будущем тоже придется несладко. Уже сейчас существуют приложения для борьбы со стрессом, основанные на работе искусственного интеллекта. В Cети можно найти истории людей, которые с помощью нейросетей проработали свою тревожность и детские травмы.

Программисты

Случай программистов похож на прогнозы для врачей: ИИ полностью не вытеснит человека из мира программирования, но части специалистов придется или повышать свою квалификацию, или искать новую работу. Эксперты указывают, на фоне развития нейросетей порог входа в профессию увеличится — айтишникам будет недостаточно пройти курсы по одному языку программирования и решению типовых задач — с ними будет справляться ИИ.

Кроме того, базу для приложения нейросети и части кода также способны подготовить самостоятельно, а ее наполнение по-прежнему останется за человеком. А также нужны и специалисты, которые будут направлять развитие ИИ в нужное русло. Но как искать работу новичкам — в будущем это может стать вопросом.

Кстати, если родители видят своих детей в будущем в списке Forbes, то при выборе факультета стоит посмотреть, где же учились его текущие участники. Как правило, российские миллиардеры — в прошлом инженеры. К примеру, номер один в списке — хозяин «Лукойла» Вагит Алекперов — учился на горного инженера, следующий за ним Леонид Михельсон («Новатэк») получил диплом по специальности «инженер-строитель».

Номер три в списке — Владимир Лисин (НЛМК) — инженер-металлург. Алексей Мордашов («Севесталь») — инженер-экономист в машиностроении, Андрей Мельниченко («Еврохим») закончил физический факультет МГУ. Роман Абрамович учился на лесотехническом факультете. Виктор Вексельберг («Ренова») закончил факультет автоматизации и вычислительной техники.