Американские исследователи утверждают, что изучение кишечной микрофлоры кошек может помочь лучше понять причины ожирения у людей.

В последние годы научное сообщество все больше интересуется микробиотой кишечника. Это связано с тем, что микроорганизмы, живущие в нашем пищеварительном тракте, наделены многочисленными способностями, в том числе влиять на метаболизм, усвоение питательных веществ, иммунные реакции и т.п.

Чтобы лучше понять, как они функционируют, американские исследователи обратили внимание на кишечную флору домашних кошек.

В чем состояла суть эксперимента

Фото: страница журнала malaymail.com

Исследователи из Университета штата Огайо предположили, что домашние кошки могут помочь улучшить понимание потенциальной роли, которую микробиота кишечника играет в возникновении и лечении ожирения у людей.

“Мы спим с кошками в одной кровати. Они могут забраться на руки и лизнуть наше мороженое. Они болеют многими теми же болезнями, что и люди. И окружающая среда действует на них так же. А значит, и их кишечный микробиом и особенности его функционирования могут быть аналогичными или очень похожими на человеческий”,
— рассказала ведущий автор исследования Дженесса Уинстон, доцент кафедры ветеринарной медицины в Университете штата Огайо.

Чтобы проверить свою гипотезу, Дженесса Уинстон и ее коллеги посадили на диету семь кошек с избыточным весом сроком на 16 недель.

В течение первых двух недель эксперимента кошкам разрешали есть любую пищу, разработанную для них (любой корм, в зависимости от предпочтений).

Потом их посадили на недельную диету для снижения веса, а затем перевели на низкокалорийную диету, призванную помочь терять 1-2 процента массы тела в неделю.

Этот предпоследний этап длился 11 недель. После этого кошки вернулись к своему первоначальному рациону.

На протяжении всего эксперимента исследователи брали образцы фекалий, чтобы понять, влияют ли различные диеты кошек на выработку короткоцепочечных жирных кислот.

Короткоцепочечные жирные кислоты вырабатываются кишечными бактериями в процессе ферментации пищевых волокон. Они очень важны для обмена веществ, поскольку обеспечивают энергией клетки толстой кишки, укрепляют иммунитет и регулируют аппетит.

Научные исследования показали, что короткоцепочечные жирные кислоты также участвуют в профилактике таких заболеваний, как ожирение, диабет и воспалительные заболевания кишечника.

Изучаем кошек, чтобы лучше понимать людей

Фото: Pxhere

Дженесса Уинстон и ее коллеги обнаружили, что в кишечниках кошек вырабатывается больше пропионовой кислоты, когда они теряют вес на низкокалорийной диете.

Ранее было установлено, что этот тип жирных кислот регулирует аппетит, уменьшает накопление жира и защищает от ожирения и диабета у некоторых млекопитающих.

То есть, правильное питание улучшало состав кишечной микробиоты, а та, в свою очередь, снижала аппетит, укрепляла иммунитет и дарила энергию.

В своей статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, исследователи объясняют, что увеличение содержания пропионовой кислоты связано с увеличением количества Prevotella 9 copri, бактерии, которая играет ключевую роль в здоровье кишечника.

“Когда кошек кормили согласно специальной диете, разработанной для снижения веса, уровень пропионовой кислоты повышался и оставался высоким, а затем снова снижался, когда их переводили обратно на обычную диету. Диета действительно помогает похудеть, действуя изнутри”,
— объяснила Дженесса Уинстон.

Главный вывод исследователей заключается в том, что, когда мы ограничиваем калорийность рациона кошек, страдающих ожирением, мы можем изменить их микробную экосистему. Другими словами, похоже, что целый ряд непатогенных бактерий, вирусов, паразитов и грибков, составляющих кишечную микробиоту домашних кошек, может играть роль в развитии ожирения.

Изучение кишечной микрофлоры кошек может дать нам лучшее понимание причин и биологических механизмов, способствующих ожирению — сложному в терапии хроническому заболеванию, от которого страдают около 16 процентов взрослых (людей) во всем мире.