Состояние жилого фонда Петербурга оставляет желать лучшего. На это, как минимум, указывает ЧП с домом 1/44 по Большой Зелениной, а как максимум — обрушения зданий, произошедшие в городе в последние десятилетия. Из-за домов с расползающимися трещинами погибли и пострадали люди, оставшиеся без крыши над головой.
Мойка78 рассказывает, какие громкие обрушения домов запомнил Петербург с 2000-х годов.
Дом на Большой Зелениной
Пресс-служба Смольного, ссылаясь на заявление вице-губернатора Евгения Разумишкина, указала, что на Большой Зелениной в контролируемом режиме произошло «оседание деформированных конструкций». Чиновник подчеркнул, что никто из людей не пострадал и угрозы обрушения здания нет.
Следствие усмотрело в произошедшем статью о нарушении правил безопасности при ведении ремонтных работ. Собственникам помещений жилого дома был причинен материальный ущерб на сумму свыше полумиллиона рублей, то есть в крупном размере, сообщили в ГСУ СК по Петербургу.
Утром 6 августа дом на Большой Зелениной начали укреплять металлическими скобами, чтобы предотвратить дальнейшее обрушение.
С момента постройки дом не знал ремонта. Работы начались только в августе этого года. Их выполняли специалисты подрядной организации Фонда капремонта. В процессе и произошло ЧП с обрушением.
Добавим, что до мая 2025 года подрядчик ООО «Стройпроект» обязался выполнить работы по замене или восстановлению несущих конструкций в доме на Большой Зелениной, 1/44 в связи с опасностью их обрушения. Информация об этом есть на сайте Фонда капремонта.
Дом на Гороховой
К месту происшествия прибыли спасатели. Вместе с кинологами они начали разбор завалов и поиск пострадавших.
Рухнул не весь дом, а флигель, но и этого хватило, чтобы внутренняя часть двора оказалась полностью завалена его обломками. На земле — груды кирпичей, деревянных балок, металлических конструкций вперемешку с мебелью. Взору прохожих открывалась сохранившаяся часть дома. Можно было разглядеть входные двери квартир, стены и полы.
Из прилегающего здания пришлось эвакуировать 27 человек. Часть из них разместились во временном пункте, остальные уехали к родственникам.
Врачи диагностировали ему ссадину, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение, алкогольную интоксикацию и синдром резкой отмены алкоголя. После оказания помощи мужчину отправили в алкогольный изолятор.
Людям, в итоге оставшимся без квартир, разрешили спустя время забрать с собой нужные вещи. В Смольном сообщили, что разместят петербуржцев в доходном доме, не уточнив его адрес. Там они должны были жить до согласования своего размещения в маневренном фонде. Помощь обещали оказать всем: и собственникам, и арендаторам квартир. Детей жильцов обещали отвозить в школы и детсады.
ГСК СК по Петербургу в своем релизе указало, что части дома на Гороховой, 73 были обследованы в 2020 и 2023 годах и фигуранты об этом знали. Однако экспертиза показала, что отдельные конструкции здания и техническое состояние его оснований под стенами и стен здания находились в аварийной состоянии. Дом подлежал реконструкции.
Но должностные лица свои обязанности исполнили ненадлежащим образом и дом рухнул. В публичном поле на момент подготовки материала не удалось найти информации об обвиняемых по данному делу.
Дом на Двинской
Днем 3 июня 2002 года упал девятиэтажный дом на Двинской улице, 3. Здание, построенное в 1971 году, рухнуло не сразу. Сначала по нему поползли трещины, затем оно фактически раскололось на две половины.
Оставшиеся внутри дома люди просили о помощи. Все усугубил пожар. Огонь вспыхнул из-за повреждения газовых и электрических сетей. Горели сразу несколько этажей. Пожару присвоили третий ранг, общая площадь возгорания составила 1,5 тыс. квадратных метров.
Когда основную часть людей — 55 человек — разными способами все же эвакуировали, обрушилась аварийная секция с 1 по 9 этажи. Перед этим спасателям удалось спасти еще две человеческие жизни.
Женщину в возрасте с грудным ребенком на руках заметили в окне на четвертом этаже. Петербурженка кричала о помощи, прося поймать ее двухмесячного внука. Эвакуация при помощи автолестницы оказалась невозможна, поскольку ее размещению мешали обрушенные конструкции и ветки деревьев. В итоге было решено все же поднять автолестницу как получится. Малыша спас руководитель смены Спецчасти пожарной охраны Александр Кисельман, а его бабушку спасатели сняли при помощи коленчатого подъемника. И через несколько минут часть дома рухнула.
К месту происшествия по наставлению президента приезжал Сергей Шойгу. Тогда он возглавлял МЧС. Шойгу сообщил, что жильцы общежития находились в ловушке. Из-за обрушения лифтовой шахты и лестничных пролетов люди не могли самостоятельно выбраться из дома. Их спускали по пожарным лестницам и канатам.
Было возбуждено уголовное дело по статьям о халатности и нарушении правил безопасности при проведении горных, строительных и иных работ.
Дом на Лиговском
Но в момент ЧП внутри никого не было, что позволило обойтись без жертв. Однако на первых двух этажах здания продолжали работать магазины и офисы. Когда произошло ЧП, появилась информация, что под завалами оказались люди.
До старта реконструкции в здании располагалось Главное следственное управление ГУВД Петербурга и Ленобласти.
Служба государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга сообщила СМИ, что разрешение на проведение работ не выдавалось, поскольку владелец объекта за ним не обращался. Но каким образом тогда внутри начался ремонт оставалось загадкой.
СК возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при проведении строительных работ» (ст.216, ч.1 УК РФ). Выяснилось, что обрушению дома предшествовали трещины в стенах. Они появились после демонтажа встроенных сейфов, потом работы притормозили. Подрядчика обязали укрепить стены здания для предотвращения повторных инцидентов.