Сегодня в 9 часов утра на ж/д станции Сестрорецк прошел совместный рейд сотрудников Октябрьской железной дороги и представителей полиции. Выявляли тех, кто переходит пути в неположенных местах. С ними проводили разъяснительную беседу. Правда, корреспондент Мойки78 обратил внимание, что несмотря на присутствие девушки-полицейского, не все нарушители останавливались поговорить.
Как сообщил и. о. руководителя, главный инженер «СПб — Финляндская дистанция пути» Сергей Ромашкевич, в границах ОЖД за семь месяцев 2024 зафиксировано 107 случаев травмирования граждан, в том числе 76 со смертельным исходом. Из общего числа пострадавших 10 — несовершеннолетние, шестеро из которых получили травмы, несовместимые с жизнью. По сравнению с тем же периодом 2023 года случаев травмирования граждан в зоне движения поездов стало на 10% больше. За аналогичный период 2023 года травмы получили 97 человек, из них смертельные — 67.
Финансовая составляющая
Стоит отметить, что снижение травматизма на путях представляет для железнодорожников отчасти и меркантильный интерес. Дело в том, что суды нередко встают на сторону пострадавших или родственников погибших и обязывают РЖД выплачивать компенсации. Так, в 2023 году, сообщает Коммерсант, вступило в силу решение Туапсинского городского суда о взыскании с ОАО «РЖД» денежных средств в пользу местной жительницы, которую сбил локомотив.
При этом ранее Южное следственное управление на транспорте СК РФ провело проверку и отказало в возбуждении уголовного дела, установив, что причиной инцидента послужила собственная неосторожность пострадавшей. Представители РЖД также утверждали, что в момент аварии женщина находилась в состоянии алкогольного опьянения, пишет издание. О такой практике пишут на различных правовых сайтах. В частности, на сайте pravoved.ru говорится:
«Согласно ст.1079 ГК РФ 1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).
Вообще практика по аналогичным делам складывается в пользу потерпевших, даже если были нарушены правила перехода железной дороги. Однако исковое заявление следует хорошо проработать и добавить судебную практику. Поскольку районные суды в своих решениях часто непредсказуемы».
В делах о возмещении вреда жизни или здоровью граждан ответственность железнодорожников можно сравнить с ответственностью автовладельца, который сбивает, например, пешехода, переходящего дорогу на красный свет. Даже если водитель при этом не нарушил ни единого правила дорожного движения, очень велика вероятность, что он избежит уголовной ответственности, но возмещать ущерб ему придется.