Прошедшие в исторической части Петербурга обрушения в жилых домах, которые случились, предположительно, из-за перепланировок, дают почву для размышления участникам строительного рынка.
Кажется, что базу для поддержания заработков строительных компаний и девелоперов создает своеобразный «теннис» чиновников, отвечающих за контроль за историческими стенами и их сносом. Как ранее сообщала Мойка78, разобраться как минимум в том, кто ответственен за контроль незаконных перепланировок, — целый квест. Жилищный комитет в ответе на соответствующие запросы редакции переадресовал их в подведы КИО. В ГУИОН, специалисты которого занимаются разработкой проектов перепланировок, в свою очередь редакции сообщили, что не обладают полномочиями по проверке жилого фонда, находящегося в частной собственности. КИО под руководством Сергея Макарова (находится в статусе врио) может работать только с арендаторами городской недвижимости, но и этот процесс идет небыстро.
«В случае поступления в Комитет сведений о выявленной перепланировке в отношении государственного недвижимого имущества Санкт-Петербурга, Комитет направляет правообладателю объекта информацию о необходимости согласовать и утвердить в установленном порядке документацию по перепланировкам и документы для осуществления государственного кадастрового учета объекта либо обеспечить приведение его в первоначальное состояние в соответствии с документами технического учета до произведенных перепланировок»,— сказано в ответе ГУИОН Мойке78.
В то же время вице-губернатор Евгений Разумишкин в ходе прямой линии заявлял, что у жилищного комитета (который все же должен заниматься контролем жилого фонда) фактически связаны руки. Чиновник пояснил, что собственники не пускают специалистов в квартиры, а выломать двери они не могут. Так незаконные перепланировки, несмотря на их крайнюю опасность для жителей всего дома, остаются за закрытыми дверями. Кстати, в ходе той же прямой линии жители одного из домов в историческом центре тоже жаловались, что в подвале не досчитались несущих конструкций. Впрочем, аргумент о невозможности выломать двери легко разбивается об информацию, размещенную на сайте Смольного. Там прямо указано, что если жильцы подозревают у соседей незаконную перепланировку, а ЖКС бездействует на обращения — нужно сразу вызывать полицию. Вряд ли у нерадивых собственников появится спесь не пускать в квартиру и сотрудников правоохранительных органов.
При этом редакция не обнаружила ни одного дела, в котором ЖКС требовали бы у собственников восстановить утраченные в результате перепланировок конструкции. Впрочем, не все материалы дел открыты для общественности. В то же время ясно, что ЖКС тратят огромные ресурсы на борьбу с кондиционерами на фасадах, особенно если речь идет об оборудовании, которое использует бизнес.
Часть ЖКС вовсе не имеет большого количества вопросов к собственникам квартир. К примеру, городские ЖКС Адмиралтейского района за 2024 года подали к жильцам только четыре иска. Их содержание пока неизвестно, но такой подход удивляет, ведь Мойка78 без труда находила квартиры, выставленные в районе на продажу, где собственники прямо указывали, что делали перепланировки без согласования с чиновниками. Кроме того, Адмиралтейский район, как ранее сообщала наша редакция, один из самых проблемных с точки зрения объема противоаварийных работ.
КГИОП, откуда в этом году ушел председатель комитета Сергей Макаров, тоже, кажется, не спешит разбираться с объемами околоаварийного жилого фонда, признанного памятниками архитектуры. Хотя комитет с завидным постоянством спорит с ЖКС и пытается заставить их поддерживать состояние исторических домов, о требованиях вернуть снесенные перекрытия хотя бы на общедомовом имуществе судебные материалы молчат.
С другой стороны, редакция обнаружила спор, в котором КГИОП просит ЖКС демонтировать лифт в доме на Большой Конюшенной улице, лит Л. Но в этом споре дело пока «гуляет по судам». Единственный иск от КГИОП, поданный в этом году, где прямо фигурирует обязание коммунальщиков провести противоаварийные работы, относится к Греческому проспекту, 12, литера А. Опасными КГИОП посчитал балконы в здании.
КИО, куда пока в статусе врио главы перешел Сергей Макаров, если опираться на материалы судебных споров, требует с арендаторов городских помещений преимущественно долги за пользование недвижимостью. Хотя именно КИО контролирует перепланировки в городской собственности, редакция за 2024 год не нашла ни одного дела, где бизнес обязывали бы привести помещения в первоначальный вид.
Отдельная практика вовсе сложилась в Курортном районе Петербурга. Там с завидным постоянством горят старые, исторические деревянные дома. Последний кейс произошел в июне этого года, тогда горел расселенный дом начала XX века. При этом пожары, похоже, не мешают ГКУ «Имущество Петербурга», которое недавно возглавил выходец из жилищного комитета Владислав Козельский, продавать старый фонд на торгах «Фонда имущества Петербурга».
Такая чехарда с контролем незаконных перепланировок, кажется, создает целый пул бенефициаров этого процесса. В случае серьезных обрушений дом проще признать аварийным, а после этого у городских властей будет фактически два пути: капитально ремонтировать либо сносить и строить новое здание. И в том, и в другом случае, интересантов процесса долго искать не нужно.
В обоих случаях собственники аварийных квартир становятся участниками программы «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт Петербурга». На ее реализацию до 2028 года выделено 626 млрд рублей. Для понимания, строительство сотен тысяч квадратных метров жилья для застройщиков требует инвестиций в порядка 10 млрд рублей. На 81% финансирование программы идет из бюджета города, из федерального — только 0,2%. На 2024 год программа предусматривает финансирование в размере 84 млрд рублей.
Тем не менее бюджет госпрограммы один из самых больших. Для сравнения, на благоустройство и защиту окружающей среды на 2024 год предусмотрено только 24,5 млрд рублей. А средства от жилищной программы в конечном итоге получают подрядчики капитальной реставрации аварийных домов или застройщики, которые продают городу квартиры для расселенцев.
Но и в том случае, если исторический дом останется на месте, у жилищного комитета и комитета по строительству есть готовый пул подрядчиков, которых можно легко допустить до капитального ремонта. Компании тогда не будут получать крохи за точечный ремонт то одной лестницы, то другой, а смогут претендовать на бюджетные миллиарды.
Получается, что обрушения старого фонда и рост аварийных площадей в Петербурге выгоден буквально всем, кроме, вероятно, самих жителей проблемных домов? Но и им застройщики могут объяснить, что жить они будут в совершенно новой инфраструктуре. Тогда защита исторических зданий останется только на совести активистов.