Уже много лет прогнозисты обсуждают вопрос, в каких профессиях роботы полностью заместят человека. Дело у роботов, надо сказать, продвигается не быстро. Даже в сферах, где они успешно попробовали свои силы, их, похоже, совсем не ждут. Например, даже при нехватке учителей в школах Петербурга педагоги, судя по всему, не готовы делить штатное расписание с роботами.

Сегодня, по данным отечественной компании «Промобот», численность педагогов-роботов в мире превысила 4 тысячи. Из них 326 находятся в России. Эксперты отмечают, что в отличие от простых программ, эти роботы оборудованы сложной системой ИИ, которая позволяет им адаптировать методы обучения под личные потребности и особенности характера каждого ребенка. А это делает процесс обучения захватывающим и персонализированным. Но так ли все легко и просто?

Роботы разных стран

Фото: pxhere

В Китае роботы первым делом заняли рабочие места не в школах, а в детских садах, а произошло это еще в 2018 году. Робот Кико появился сразу в 600 детских садах по всей стране. Китайские разработчики пытались придать Кико располагающую внешность, дабы ему проще удавалось втягивать малышей в развивающие игры — он белый, ростом чуть более 60 сантиметров, передвигается на колесиках и выглядит добродушным. Тем временем компания Squirrel предложила ученикам роботов-репетиторов для подготовки к вступительным экзаменам в вузы. Начали они с преподавания математики и работали удаленно. Но вот замещать учителей-людей в школах Китая пока, похоже, не спешат.   

В Индии же пошли дальше — там был запущен первый робот-учитель, созданный на основе искусственного интеллекта, под названием Iris. Он начал свою работу в стенах Высшей средней школы в городе Тривандрам, сообщала телекомпания NDTV. Разработчики Iris придали роботу облик женщины-учителя, который включал яркое сари и парик, а также оснастили его колесами для перемещения по школе.

Еще в 2009 году в Японии был разработан робот-преподаватель Saya для начальной школы, способный изображать шесть базовых эмоций и улыбаться. А в 2019-м в Бенгалуру, Индия, в школьную программу были включены три помощника-робота модели Eagle 2.0, которые помогали учащимся осваивать физику, химию и биологию.

В Пхеньянском университете (КНДР) роботов-педагогов презентовали в 2021 году. Они умеют читать лекции, проверять тесты и отвечать на вопросы учеников, сообщало Reuters со ссылкой на северокорейский государственный телеканал KRT. Однако первое время отвечать на вопросы быстро у роботов не получалось.

Плюсы и минусы

В России бытует мнение, что затмить важность реального человеческого взаимодействия в образовательном процессе роботам не под силу. Заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева, подчеркивает, что, несмотря на постоянно возникающие споры, робот не в состоянии полностью заменить учителя. Она также отмечает, что вопросы о возможности замещения учителей роботами становятся предметом ежегодного обсуждения, но ответ остается неизменным: эта технология должна служить в качестве дополнения к традиционным методам обучения, а не заменять их, пишет pedsovet.org.

В комитете по образованию Петербурга согласны, что о замене человека на «робота» у школьной доски речи быть не может.

«Теоретически, все лаборатории, центры цифрового образования, кванториумы — это то, что и дополняет работу учителя. Но никак не заменяет ее»,
— отметили в пресс-службе ведомства.

Тем не менее вот в чем роботы-педагоги обходят учителей «человеческой расы»:

  • они не уволятся посреди учебного года
  • не уйдут в декрет или на больничный
  • у них по идее не должно быть любимчиков или детей, которых они вольно-невольно недолюбливают
  • а у самих стрессоустройчивость должна зашкаливать
  • ну и, наконец, вместо ежемесячной зарплаты им достаточно ежегодного техосмотра — экономично для бюджета

Однако директор школы №142 Выборгского района Алексей Козлов напомнил, что «живой» педагог не только обучает школьников, но еще и несет ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому даже заместить заболевшего учителя у робота не получится.

«Я бы никогда не стал подменять учителя роботом еще и потому, что я не спрошу с робота за качество проведенного урока. А если в классе внештатная ситуация?»,
— поделился Алексей Козлов с корреспондентом Мойки78.

Он также добавил, что время и силы педагогов сегодня ИИ экономит, например, проверяя задания — школьники часто проходят тесты на специальных платформах, причем сразу получая результат в виде баллов или оценки. Так что сегодня учителя готовы перепоручить роботам лишь часть своей работы, и педагогов на колесиках в школах петербургские дети пока не увидят.