На полях Конвенции Российских автодилеров в Петербурге представители Авито Авто поделились с корреспондентом Мойки78 трендами на рынке. Директор по развитию сегмента автодилеров Антон Воронов рассказал, пересядем ли мы все на «китайцев», когда авто можно будет купить как пакет продуктов, не выходя из дома, и что средний стаж машин с пробегом в объявлениях о продаже все больше.
— На рынке продаются два вида авто: новые и с пробегом. Как чувствует себя рынок новых автомобилей?
— В отличие от авто с пробегом на рынке новых машин мы видим рост регистраций. Например, если сравнивать цифры за июль текущего года и июль прошлого то рост регистраций в сегменте новых авто составил 24%. При этом наблюдается и небольшой рост спроса на новые авто — порядка 10% за этот же период. Отмечу также, что от 80 до 90% новых авто приобретаются в кредит.
Еще важная тенденция на рынке новых авто — принятие китайского автопрома, которое, наконец, произошло.
— Мы все пересядем на «китайцев» — притча во языцех. Это, правда, произойдет? Люди готовы? Вы же анализируете спрос на платформе Авито…
— Сейчас автопарк «пробега» стареет. В трейд ин приезжают все более возрастные машины, так или иначе они будут уходить из оборота. А китайские бренды отчасти уже создали себе репутацию. Пренебрежительного отношения к ним уже практически не осталось. Реальность такова, что мы все больше и больше ездим на китайских машинах. Однако строить прогнозы — дело неблагодарное, все может измениться.. Пока новые «китайцы» в числе прочего часто замещают «европейцев» с небольшим пробегом.
— А какие тенденции на рынке авто с пробегом?
— С пробегом ситуация интереснее. Как я уже сказал, новые «китайцы» оттянули на себя часть спроса в этом сегменте. Сегодня китайские авто сопоставимого класса уже можно сравнивать по цене и качеству с европейскими с 5-7 летним пробегом. И все чаще выбор делается в пользу новой машины. Это серьезный фактор давления на рынок пробега. Наблюдается рост запасов машин с пробегом у дилеров, авто дольше находятся на складе, дольше продаются. Соответственно, число запросов на авто с пробегом снижается, предложение при этом растет. И как следствие цена начала тоже снижаться, несмотря на растущую инфляцию.
С другой стороны это говорит о том, что ситуация подходит к чему-то интересному, что нас может ждать крутой поворот. Сценарии могут быть разными. Но я смотрю оптимистично и думаю, что ситуация восстановится в новой равновесной точке. Факторы давления уже либо пройдены, либо к ним идет притирка и привыкание. Пока все в ожидании. Сложности, конечно, в первую очередь, пройдут те дилеры, кто ведет прозрачный бизнес и кто ориентирован не на единовременную сделку, а на построение долгосрочных отношений с клиентом.
— А, может, в таких условиях проще купить электрокар?
— Год к году спрос на электрокары вырос примерно вдвое. Но при этом не растет предложение. При всей интересности этой штуки пока доля электрокаров вместе с гибридами не превышает 2% в предложении. В парке их еще меньше. То есть интерес у людей есть, но рынок пока никак не реагирует. Поэтому тренд точно интересный. В разных странах развитие идет разными темпами в зависимости от того, насколько страна сфокусирована на развитии электрокаров. Например, в Китае уже это где-то половина продаж. С учетом средних сроков жизни авто через 10 лет в КНР электрокары составят уже половину парка. Это реальность, но нас она тоже не обойдет. Логика проста: собственное производство не покрывает все сегменты рынка, мы можем закрыть массовый сегмент, сегмент спецтехники — в них есть сильные проекты, но в части более высокого ценового диапазона личных авто мы неизбежно продолжим их импортировать. А если на мировом рынке будет производится все больше электрокаров, то и у нас со временем их будет все больше.
— Цифровизация и удаленка продолжают наступать. Скажите, можно сегодня купить автомобиль, не выходя из дома?
— Если задаться такой целью, то в принципе можно. Но это на сегодня пока далеко не основной сценарий покупки автомобиля. Остаются сегменты, такие как недвижимость, автомобиль, где сложность сделки высока, где больше посредников, большая вовлеченность в покупку, так как это крупные и ответственные покупки в жизни человека. Поэтому пока перейти полностью на онлайн в этих сферах не готов сам потребитель. А мы-то над этим работаем. В настоящее время все этапы сделки могут проходить онлайн, а визит понадобится всего один.
Мы также делаем максимально прозрачным процесс покупки. Сервис «Автотека» подсвечивает историю пробега, текущее состояние можно оценить по видео и так далее. Мы работаем с ГИБДД, со страховыми компаниями, где-то мы получаем информацию на партнерских условиях, где-то покупаем, а затем агрегируем ее в единый сервис. Но сейчас какая сложность — каждый следующий владелец смотрит авто заново сам или со своим специалистом, потому что не доверяет никому на рынке. А в светлом будущем должно быть так: существует единый стандарт осмотра, когда в чек-листе 150 пунктов, когда фото сделаны с определенных ракурсов, тогда мы можем доверять такому осмотру. Сейчас пока на рынке этого нет. Мы думаем в настоящее время, как стандартизировать эту процедуру, и это станет одним из шагов к переходу процесса проверки состояния авто в онлайне.
И это возможно как при покупке у дилера, так и частного лица. Сегодня примерно половина автомобилей с пробегом покупается у частников, чуть меньше 25% — у дилеров и еще чуть больше 25% — у профессиональных игроков рынка.
— Сами на каком автомобиле ездите, если не секрет?
— Chevrolet Captiva, купил в салоне примерно 7 лет назад.
— А если соберетесь продавать…
— Продавать точно буду на Авито. И это будет не сложно, у меня будет что называется зеленая автотека: один владелец, хорошее состояние — такие авто продаются легко и быстро.