Ажиотаж вокруг «Щелкунчика» заставил Минкультуры пойти на нетривиальные меры. Либретто Юрия Григоровича покажут в эфире Первого канала, а также в более чем 100 кинотеатрах по России, включая Петербург.
Мойка78 решила рассказать читателям, какая постановка ждет их на сцене, в эфире ТВ и в кинотеатрах, и чем она отличает от «Щелкунчика» в Мариинском театре.
Балет Петра Ильича Чайковского впервые показали зрителям Мариинского театра 6 декабря 1892 года. Однако в Москве премьера состоялась лишь в 1919 году, причем оригинальный вариант претерпел изменения и тогда, и впоследствии.
«Щелкунчик» Григоровича
В 1966-м Григорович представил собственную версию «Щелкунчика». Прежде детские роли исполняли воспитанники хореографического училища, но режиссер-постановщик назначил взрослых артистов, что позволило усложнить хореографию.
Роль Мари на протяжении всего спектакля исполняет одна балерина. В видении Григоровича мотив взросления, перехода от детства к юности прослеживается через танец, а не посредством замены ребенка на взрослую танцовщицу. Танцевальные партии получили даже те персонажи, которые раньше исполняли преимущественно пантомиму. Среди них Дроссельмейер и Король мышей.
Сюжет в Большом театре
После пересмотра «Щелкунчика» Григоровичем балет получил единый сюжет, связанный двумя актами. По традиции, все начинается в доме Штальбаумов, куда на новогодний праздник приходит крестный отец Мари и Фрица — Дроссельмейер. Именно он подарит детям Щелкунчика. Пока все восхищаются красотой украшенной ели, Дроссельмейер облачается в костюм волшебника и оживляет игрушки, что приводит детей в восторг. Снимая маску, он показывает им свое истинное лицо.
Маленькая Мари подошла к елке, чтобы проверить «больного» Щелкунчика. Пока она его жалеет, появляется Дроссельмейер. После взмаха его руки стены начинают раздвигаться, елка растет, оживают игрушки. Внезапно из-под пола появляются мыши, которыми правит Мышиный король. Игрушки в панике, но всех спасает Щелкунчик.
Выстроив оловянных солдатиков, он смело ведет их на битву с мышиным войском. Тем не менее, неравные силы дают о себе знать и Щелкунчик остается один против Мышиного короля и его свиты. Мари с отчаянием наблюдает за происходящим, когда Дроссельмейер протягивает ей горящую свечу. Девочка кидает ее в мышей и те разбегаются. Щелкунчик превращается в прекрасного юношу.
По дороге их сопровождают ожившие игрушки, окружающие основание дерева, пробирающиеся сквозь ветви, отмечающие победу над Королем мышей. Они отступают только тогда, когда герои достигают вершины – елочной звезды, где происходит их волшебная свадьба. Мари и принц-Щелкунчик счастливы — они в царстве своей мечты.
Но вместе с тем, как минула новогодняя ночь, закончился и чудесный сон Мари. Девочка сидит возле ели, а на ее коленях лежит Щелкунчик.
Увидеть закулисье этого спектакля можно в YouTube-канале «ЗАКУЛИСЬЕ — Щелкунчик в Большом театре»
«Щелкунчик» в Петербурге
Хореограф уловил в музыке Чайковского мелодии конфетно-карамельных детских грез и создавал балетный танец, основываясь на традициях балета XIX века. Он включил в спектакль классические ансамблевые сцены, такие как Вальс Снежинок и Вальс Роз, па-де-де главных героев и дивертисмент характерных танцев в Стране Сластей. «Щелкунчика» Вайнонена исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета им. Вагановой.
В вариации Вайнонена главную героиню зовут Маша. Это не первое различие петербургской постановки от московской. В канун Рождества в дом Штальбаума приходит с подарками старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей Дроссельмейер. После игр в жмурки начинаются танцы, а затем Дроссельмейер в костюме чародея показывают фокусы и кукольное представление.
В отличие от постановки Григоровича, у Вайнонена сказка Маши — всего лишь сон. Ей видится, как мыши заполнили гостиную ее дома во главе с Королем мышей. В атаку на них идет армия оловянных солдатиков вместе с Щелкунчиком. Наступает тот самый решительный момент, когда у Маши есть шанс спасти любимца. Здесь поджидает еще одно отличие. На этот раз девочка снимает свою туфельку бросает в Короля мышей, спасая Щелкунчика.
Появляется Дроссельмейер. Он превращает Машу и Щелкунчика в принцессу и принца. Затем снежный вихрь несет их в сказочную страну.
Третий акт начинается с путешествия Маши и Щелкунчика на корабле. Они плывут по сказочной реке. Храбрый Принц разгоняет летучих мышей, тем самым открывая дорогу на волшебный остров, где начинается праздник с танцами и весельем. Все счастливы.