В последние годы российская логистика проходит через цифровую трансформацию. Пока самую высокую активность проявляют крупные компании, у которых больше возможностей инвестировать в новые актуальные решения, но постепенно за ними подтягиваются и игроки поменьше. Это происходит и благодаря появлению успешных кейсов от лидеров рынка, и благодаря инициативам властей. Рассказываем, как через цифровизацию логистики проходит Санкт-Петербург и как технологии меняют грузоперевозки в регионе.
Особенности грузоперевозок в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург играет большую роль в экономике России в том числе как крупный транспортный узел. Он соединяет северо-запад России с другими регионами, обладает выходом к морю, развитой сетью как автомобильных путей, так и железнодорожных, и морских.
Много лет Большой Порт Санкт-Петербург входит в число портов с самым большим оборотом контейнеров. В сентябре 2022 года объемы перевозок на Северо-Западе опустились до своего минимума на фоне ухода основных международных перевозчиков. Однако позднее ситуация стала улучшаться.
В 2023 году появились новые российские, китайские и арабские линии, и в 1 квартале 2024 года грузооборот Большого Порта Санкт-Петербург прибавил 39,7% год к году и дошел до 13,4 млн т. Показатели 2021 года удалось догнать примерно на 2/3. По итогам 2024 года он нарастил грузооборот на 6,9%, до 52 млн т. А в рейтинге российских морских портов по объему грузооборота за 1 полугодие 2024 года он занял второе место — незначительно уступил только порту Владивосток: он лидирует с 2022 года.
Все порты Балтийского бассейна по результатам 1 квартала 2024 года увеличили объемы перевалки контейнеров в 2 раза. Правда, по итогам всего 2024 года их грузооборот вырос к 2023 году всего на 0,6% — до 273 млн тонн. Однако общая динамика положительная.
Нагрузка на морские грузоперевозки в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном округе в целом постепенно растет. При этом еще не все вызовы, с которыми столкнулась отрасль, решены.
Что касается автомобильных грузоперевозок, которые чаще связаны со внутренним рынком, то здесь для большинства регионов ситуация в целом схожая. В России активно развивается e-commerce, продолжает увеличиваться популярность маркетплейсов, что повышает нагрузку на логистическую отрасль. В марте 2023 года спрос на коммерческие грузоперевозки в Санкт-Петербурге вырос на 90% год к году, что аналитики связали именно с e-commerce. В 2024 году за январь–август на 38% вырос спрос на услуги по доставке товаров до складов маркетплейсов.
Вместе с этим, в Санкт-Петербурге развивается строительство складских комплексов — что тоже объясняется ростом популярности e-commerce и маркетплейсов. Объем нового строительства к началу декабря 2024 года составил 540 тыс. кв. м, до конца года аналитики прогнозировали еще 212,3 тыс. кв. м: то есть, годовой суммарный показатель — 752,3 тыс. кв. м. Это рекордные цифры за всю историю наблюдений за рынком индустриально-складской недвижимости Санкт-Петербурга.
По мнению директора по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александра Гаврилова, значимость Санкт-Петербурга в международных грузоперевозках, а также растущая нагрузка на внутренние автомобильные грузоперевозки требует от участников рынка держать руку на пульсе и постоянно корректировать стратегию ведения бизнеса. В том числе, изучать и внедрять современные методики и технологии управления транспортом, складскими операциями — что особенно значимо в условиях дефицита складов, и многим другим.
Цифровые решения в транспортно-логистической сфере Санкт-Петербурга
Цифровые технологии в транспортно-логистическую сферу Санкт-Петербурга и Ленинградской области на разных уровнях проникают уже не первый год. В первую очередь это касается отрасли на уровне региона: Санкт-Петербург входит в число городов-лидеров по цифровизации в транспортной сферы.
На улицах города появляются «умные» светофоры с камерами видеонаблюдения и функцией Face ID, в общественный транспорт ставят бортовое навигационно-связное оборудование, чтобы в режиме реального времени определять движение каждого автобуса, троллейбуса или трамвая. Опытом цифровизации своей транспортной системы Санкт-Петербург делится на международных мероприятиях — как «Цифровая транспортация 2024».
В грузовых перевозках важно отметить переход на электронный документооборот — это одно из ключевых событий для отрасли. Транспортные накладные и путевые листы передаются в электронном виде, что ускоряет их обработку, снижает риск возникновения ошибок, неточностей, дублирования документов и других проблем.
Также в рамках федерального проекта по цифровизации транспортной отрасли для грузоперевозчиков появилась национальная транспортно-логистическая платформа «ГослЛог», которая должна повысить прозрачность рынка, повысить безопасность перевозок, упростить документооборот — включая международный. Всего на базе платформы разработали 11 маршрутов, на которых нужно проверить «подводные камни».
Первые мультимодальные перевозки на базе этой системы состоялись осенью 2024 года — из торгового морского порта Владивостока и из петербургского «Первого контейнерного терминала». В рамках этих маршрутов компании будут анализировать процесс движения и оформления 5 тыс. контейнеров: результаты лягут в основу «ГослЛог». Впоследствии другие транспортно-логистические компании смогут видеть обезличенную статистику, чтобы на ее основе принимать решения по перевозкам.
Вопросы цифровизации логистики в последние годы регулярно обсуждаются на форумах, конференциях и других мероприятиях, которые проводят в Санкт-Петербурге, что показывает заинтересованность и властей, и бизнеса в следовании актуальной повестке. Так в сентябре 2024 года в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате проходил круглый стол, который был посвящен цифровизации промышленной логистики. Участники обсуждали значимость автоматизации и искусственного интеллекта, вызовы для отрасли и доступные технологические решения.
Развитие цифровых инструментов, повышение их доступности, появление большого количества отечественных продуктов — особенно в последние годы, с учетом импортозамещения и выросших потребностей рынка — меняют отношение бизнеса к технологиям. По данным платформы «Яндекс Магистрали», все больше компаний проявляют интерес к новым инструментам и системам, в том числе в Санкт-Петербурге. За год спрос на автоматизацию процессов вырос на 22%.
Сегодня на деловых мероприятиях руководители компаний поднимают вопросы мониторинга транспорта, использования цифровых решений в экспресс-перевозках, контроля бизнес-процессов и безопасности логистики без ручных проверок.
Логистические компании Санкт-Петербурга включаются в «цифру»
Информация о том, как компании Санкт-Петербурга проходят через цифровизацию логистики, в медиаполе попадает реже, чем об инициативах на уровне региона. Однако по редким публичным кейсам можно видеть, что общая ситуация примерно такая же, как и в других регионах — бизнес постепенно внедряет системы управления складом (WMS), системы управления транспортом (TMS), отказывается от бумажной документации.
Например, «Морской порт Санкт-Петербург» в 2021 году ввел в промышленную эксплуатацию информационно-логистическую систему ILSAR — она позволяет получать и обрабатывать данные по всем этапам операций с грузами в режиме реального времени. Это помогает порту четче управлять грузопотоками, организовывать погрузку и разгрузку, упростить обмен данными с ключевыми клиентами через электронный документооборот.
А один из крупнейших поставщиков кондитерских изделий и бакалеи на Северо-Западе России «Юста ТриПиЭль» обратился к автоматизации складской логистики, чтобы унифицировать процессы, сформировать гибкую и масштабируемую инфраструктуру управления складом, максимально снизить риски из-за человеческого фактора. Компания внедрила WMS-систему от TopLog и смогла закрыть поставленные цели.
При этом результаты появились не моментально — первые результаты проявились с 3 месяца: уменьшилось количество ошибок в складских задачах. Прирост производительности операций в «Юста ТриПиЭль» заметили только через 4 месяца, а экономию на ФОТ увидели и вовсе только к 6 месяцу. На отраслевых мероприятиях, как «Транслогистика 2024», компания делится опытом внедрения WMS и изучает новые тенденции в логистике.
Систему управления складом также применяет группа компаний «Деловые Линии» — в том числе в Санкт-Петербурге. Внедрение такого инструмента помогло компании ускорить складские операции на 20%, а показатели точности и своевременности заказов теперь близки к 100%.
Это не единственный пример цифровизации задач у крупных грузоперевозчиков в Санкт-Петербурге. Компания «Байкал Сервис», которая работает по всей России, включая Северо-Западный округ, давно внедрила современные технологии, чтобы повысить качество и безопасность грузоперевозок. В компании реализован контроль движения транспорта в режиме реального времени, полная автоматизация складских операций. В «Байкал Сервис» уверены, что цифровизация меняет подход к оказанию услуг и обязательна для грузоперевозчиков.
Но при этом в компании подчеркивают, что важно не просто внедрять технологии, а менять сознание сотрудников, чтобы они были готовы принимать нововведения. Только тогда будет результат.
Бизнес трансформируется и меняет логистику
Транспортно-логистическая отрасль по всей России в последние годы сталкивается с различными вызовами — как в международных грузоперевозках, так и во внутренних. Параллельно с этим на нее увеличивается нагрузка на фоне развития e-commerce: спрос на коммерческие доставки грузов растет. Все это требует от транспортных компаний и от бизнеса с внутренней логистикой пересматривать свои процессы и подход к организации перевозок, следить за актуальными тенденциями в отрасли и следовать им.
Многие российские компании уже увидели преимущества современных технологий, в том числе экономические. Сегодня это особенно важно, поскольку, как говорят участники рынка, маржинальность автомобильных грузоперевозок падает. Растут затраты бизнеса на закупку и обслуживание грузовых автомобилей, поскольку подорожали запчасти и сам транспорт. Сохраняется острый дефицит водителей грузовых автомобилей — особенно категории Е. Компаниям приходится поднимать тарифы на перевозки.
Цифровизация становится одним из самых доступных и эффективных выходов из сложившейся ситуации. Компании меняют свой подход к логистике и внедряют современные технологии, чтобы снизить риски ошибок и порожнего пробега, повысить качество работы водителей, уменьшить себестоимость грузоперевозок. Поэтому в ближайшие годы цифровизация отрасли продолжится, в том числе в Санкт-Петербурге.
Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов отмечает, что даже в рамках внутренних доставок компании сталкиваются с большим количеством проблем, которые негативно влияют на экономику грузоперевозок. Это заторы и пробки, характерные для всех крупных городов — Санкт-Петербурга и Москвы в особенности. Движение существенно замедляется в утренние и вечерние часы пик, в праздничные дни, на фоне погодных условий. Все это может приводить к задержкам в доставке грузов.
Традиционную для городов-миллионников ситуацию с пробками в Санкт-Петербурге усугубляют и проблемы дорожного покрытия. Как показал рейтинг российских регионов по качеству дорог, составленный в 2024 году, в Санкт-Петербурге только 70% дорог отвечают нормативным требованиям. Город занял 16-е место, а Ленинградская область и вовсе 34-е.
Сюда же стоит добавить особенности дорожного движения, связанные с разведением мостов. Конечно, это происходит в ночное время, но перевозки грузов не всегда проходят исключительно днем. Как итог, маршрут необходимо корректировать, он может удлиняться, усложняться.
Кроме того, старая застройка в центре города создает ограниченные возможности для парковки и усложняет маневрирование транспорта — особенно грузового.
Все это в совокупности требует от логистов тщательно планировать маршруты, вплоть до нюансов, связанных с подъездом к точке, с погрузкой и разгрузкой. Вместе с тем необходимо оперативно реагировать на изменения дорожной ситуации, вроде условного ДТП на узкой улице, которое способно парализовать поток движения.
Поэтому в работу логистов Санкт-Петербурга все активнее проникают цифровые инструменты. И в ближайшей перспективе их будет становиться еще больше, потому что их наличие и умение качественно с ними работать — это одно из главных условий эффективных грузоперевозок и успешного развития компаний.