Сегодня в Петроградском районном суде прозвучит приговор по делу Валерия Шляфмана, бывшего концертного директора певца Игоря Талькова, обвиняемого в его убийстве.
Судя по тому, как накануне определенные структуры активно напоминали журналистам о грядущем событии, хотя обычно этого не делают, можно с большой долей вероятности предположить, что приговор будет обвинительным и именно в той квалификации, с которой дело поступило в суд. При том, что к ней есть вопросы…
С тех пор случившееся обросло массой слухов, мифов и конспирологических теорий, на которых в преддверии каждой годовщины гибели Талькова активно спекулировали СМИ. И только следствие и суд никак не могли поставить точку в этой истории, чтобы прекратить эти инсинуации. Впрочем, не факт, что это случится на сей раз, поскольку мифы – штука очень живучая.
Метаморфоза в деле
По большому счету в деле о гибели Талькова ничего нового с момента его приостановления после отъезда Валерия Шляфмана в 1992 году за границу не появилось. Кроме квалификации.
Произошло это вскоре после очередного обращения «обеспокоенной общественности» и представителей потерпевшей стороны к председателю Следственного комитета России. До этого момента к приостановленному делу, которое, по идее, могли давно прекратить в связи с истечением сроков давности, не раз обращались, о чем Мойке78 достоверно известно.
Однако оснований для того, чтобы увидеть в предполагавшемся случайным выстреле умышленное преступление следователи не находили. А потом вдруг нашли…
Драка у гримёрок

Коротко говоря, ближе к финалу концерта импресарио Талькова затеял конфликт с возлюбленным, личным охранником и в некотором роде администратором певицы Азизы Игорем Малаховым, который вылился в жестокое избиение последнего.
Поводом послужила очередность выступлений. По программе вслед за Азизой должен был выступать Тальков. После него в финале концерта — Олег Газманов. Но Малахов попросил организаторов объявить выход певицы предпоследним, сославшись на то, что она не успевает подготовиться к выходу на сцену.
Согласно материалам дела, когда представитель организатора появился в гримерке Талькова и рассказал об изменениях, Шляфман, узнав, с чьей подачи это произошло, закатил скандал и спровоцировал драку. Трое охранников певца вместо того, чтобы погасить конфликт и развести представителей культуры по углам, стали активными участниками потасовки. Пока они винтили габаритного Малахова, Тальков колотил последнего рукояткой своего газового пистолета по голове, из которого перед этим устроил пальбу.
«Малахову нанесли пять рубленых ран головы, то есть его могли и убить в этой драке»,— рассказал источник Мойки78.
Ну а Малахов в едком облаке газа и под градом ударов дважды выстрелил из своего револьвера. Одна пуля угодила в пол, вторая – в музыкальную колонку у стены. После этого, по версии следствия, у прижатого охранниками к полу бойфренда Азизы оружие отобрал Валерий Шляфман. Спустя мгновение грянул выстрел…
Новая версия
Через три недели, когда следователи городской прокуратуры проводили на месте преступления проверку показаний Игоря Малахова, тот рассказывал, что когда охранники ослабили хватку, и он смог приподняться, то увидел перед собой дуло собственного пистолета.

«Я вот так развернулся, и последовал выстрел»,— рассказывал 25 октября 1991 года Малахов под видеозапись.
Но в последнем «издании» уголовного дела эта, казалось бы, четко обозначенная им очередность как-то смазалась.

В финальной версии следствия, Шляфман, не отличавшийся, со слов свидетелей, силой и якобы старавшийся во время конфликтов прятаться за чужими спинами, решил у всех на глазах застрелить Игоря Малахова.
Между прочим, как поговаривают, связанного с влиятельной в ту пору криминальной группировкой. Не побоялся ни мести с ее стороны, ни перспективы быть надолго отправленным в колонию за убийство.
Пуля прошла навылет через руку Талькова, попала в солнечное сплетение, задела сердце и застряла у позвоночника. Артист скончался еще до того, как его несли к машине скорой помощи, которую обступили встревоженные зрители.

Медики не стали сообщать в «Юбилейном» о смерти артиста никому, кроме милиционеров, чтобы не вызвать беспорядков. Мало того – привезли уже остывающее тело Талькова в реанимацию, что уже само по себе нонсенс. Но так пытались охладить пыл толпы, которой со сцены сообщили о том, что за кулисами стреляли в Игоря Талькова.
Главное доказательство
Поскольку избитый Игорь Малахов убежал из «Юбилейного» после финального выстрела, подозрение в первую очередь пало на него. Этому, кстати, своими показаниями активно поспособствовал Валерий Шляфман. Через пару недель Малахов, кстати, сам пришел на Петровку.

К тому же зачем прятать ствол в бачок унитаза, если ты из него не палил?
Так что с Малахова быстро сняли обвинения. Правда, не все. За незаконное владение пистолетом пришлось ответить. Ну а Шляфман, по версии следствия, как только над ним нависла угроза задержания, уехал через территорию Украины, где получил загранпаспорт, в Израиль.
Суд без подсудимого
Судебный процесс проходил в отсутствие подсудимого и превратился в какой-то странный перформанс. Пустую клетку охраняли вооруженные люди в форме. На заседания вызвали артистов вроде Наташи Королевой и Азизы, хотя защита на этом вроде как особо не настаивала.


Многочисленные свидетели, конечно, уже давно не помнят все детали случившегося, так что протоколы их допросов более чем тридцатилетней давности все равно приходилось частично оглашать. Самый же ценный свидетель (он же по новой версии следствия потерпевший) Игорь Малахов уже давно в могиле…
«Обвинение просило суд назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет в исправительной колонии строгого режима. Защита просила Шляфмана оправдать»,— сообщила Объединенная пресс-служба судов Петербурга после прений сторон.
Почему запрошен строгий режим – непонятно. По последнему УК РСФСР, который действовал в 1991 году, существовал только общий и усиленный режимы. Так что сейчас суды по статье 102 УК РСФСР («Убийство при отягчающих обстоятельствах») назначают общий за отсутствием усиленного. Пример – дело Владимира Кулибабы.
Зато следствие, когда положительное для него решение вступит в законную силу, поставит себе очередную «галочку». Может быть, даже кого-то поощрят. А дело о гибели Игоря Талькова ляжет на полку в архиве. Впрочем, еще остается небольшой шанс, что сегодня за час до полудня суд всех удивит…
Шляфмана суд приговорил к 13 годам в ИК общего режима.
Материал дополнен в 12.29.