В последние годы мир стал свидетелем значительных изменений в энергетической и торговой политике, в частности в контексте отношений между ведущими мировыми державами. В центре этих изменений находятся Россия и Китай, которые укрепляют свои связи на фоне растущего напряжения между США и КНР. Подробности рассказали журналисты китайского издания Sohu.

На самом деле, между США и Россией раньше было некоторое «медовое время», считает аналитики. Обе стороны проводили множество секретных переговоров, и США даже протянули руку к Путину, смягчив свою позицию по контролю России над восточной частью Украины, надеясь подорвать китайско-российские отношения.
Если бы Россия перешла на сторону США, это неминуемо ослабило бы стратегические позиции Китая в энергетической сфере, и США могли бы получить более значительные преимущества в торговой войне. Однако Путин не из тех, кого легко обмануть; он сразу понял, что «план заморозки конфликта», предложенный США, является стратегической ловушкой. Этот план позволяет России контролировать восток Украины, но требует от НАТО размещения войск на Украине, что противоречит основной цели России — предотвращению вступления Украины в НАТО.

«Этот серьезный шаг окончательно разрушил стратегию США по сдерживанию Китая с помощью энергетических ресурсов. США, разозленные и смущенные, продлили санкции против России на год, и первоначально согласованные вопросы о возврате активов и снятии санкций также утратили силу, что продемонстрировало меркантильный характер американской дипломатии»,— считают в Китае.
Между тем, обещание России не является пустым звуком, за ним стоят реальные совместные проекты. Россия на протяжении долгого времени была крупнейшим поставщиком нефти в Китай.
За первые два месяца этого года Россия поставила в Китай 15,47 млн тонн нефти, при этом ежедневно почти сотня танкеров курсировали между двумя странами. И еще более значительным является проект газопровода «Сила Сибири – 2», который сможет поставлять 50 млрд кубометров газа в год; после его завершения объем природного газа, поставляемого из России в Китай, в два раза превысит текущие объемы, что примерно покроет половину потребностей Китая в импорте газа.
С другой стороны, США сталкиваются с наращиванием конкуренции на рынке нефтяных поставок в Китай. В 2024 году доля американской нефти на китайском рынке составит только 1,7%, что на треть меньше по сравнению с предыдущим годом. Китай уже 60 дней не импортирует из США ни капли сжиженного природного газа. Аналитики Bloomberg признают, что даже если экспорт американской нефти в Китай остановится, это не окажет значительного влияния, поскольку Китай уже увеличил поставки из Канады, Ирана и России, создавая многообразную сеть энергетических поставок.
Сейчас в американских СМИ еще сохраняется видимость устойчивости, но на самом деле ситуация начала потихоньку меняться. Иностранные СМИ сообщают, что США отменили «взаимные тарифы» на телефоны, компьютеры и другие товары из Китая, что явно указывает на робость США в ходе торговой войны. Эта война привела к обвалу фондового рынка США, распаду долгового рынка и к тому, что население стало массово закупать товары, в то время как международные цены на нефть упали на 11,9%, что сильно ударило по отрасли сланцевой нефти в США. Трамп хотел с помощью тарифов вернуть производственные мощности в США, но из-за трудностей с переводом зарубежных инвестиций этот план потерпел неудачу.
Не только Россия поддерживает Китай, но и глобальная энергетическая структура претерпевает значительные изменения. Нефтяные государства Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, явно увеличивают экспорт нефти и сжиженного природного газа в Китай, одновременно сокращая экспорт в США.
Торговая война, начала Трамп, задумывалась как способ ослабить Китай, но в результате она дестабилизировала глобальный энергетический и финансовый порядок.
«Важные обещания Путина в адрес Китая не только обеспечивают энергетическую безопасность Китая, но и ускоряют распад однополярного мира. Все больше стран начинают избавляться от зависимости от доллара, формируя более многосторонний и сбалансированный международный порядок, а стратегическая стабильность Китая и многосторонние сотрудничества становятся ключевыми факторами, стабилизирующими глобальный порядок»,— резюмировали в Китае.