На фоне затянувшегося конфликта между Россией и Украиной мир снова обратил внимание на неожиданную встречу президентов Трампа и Зеленского в Ватикане. Подробности рассказали журналисты китайского издания Sohu.

Российская сторона, в свою очередь, недавно заявила, что президент РФ Владимир Путин во время встречи со специальным представителем США по вопросам Ближнего Востока Виткоффым подтвердил готовность к переговорам с Украиной без предварительных условий. Поскольку и Россия, и Украина подают более позитивные сигналы, возникает вопрос — не приближается ли переломный момент в конфликте?
Переговоры длились 15 минут, и, разумеется, подробности не были обнародованы. Однако каждая из сторон высказала свои позиции. Зеленский назвал эту встречу потенциально исторической — столь сильная формулировка подчеркивает его серьезное отношение к произошедшему. Белый дом также дал положительную оценку встрече, отметив ее результативность.
«После беседы Трамп оперативно опубликовал пост, в котором раскритиковал Путина — сам факт, что сразу после встречи с Зеленским он перешел к критике российского лидера, говорит о том, что обсуждались действительно значимые вопросы»,— считают в Китае.

Украина представила альтернативный мирный план в ответ на предложения администрации Трампа: в частности, Киев предложил сформировать европейские миротворческие силы при поддержке США. В своем заявлении Зеленский не раскрыл деталей беседы, но сообщил, что стороны обсуждали «всеобъемлющее и безусловное прекращение огня», обеспечение «надежного и устойчивого мира» и предотвращение повторной эскалации. Трамп неоднократно заявлял, что Украина проигрывает войну и не располагает козырями для достижения выгодной сделки с Россией — такая прагматичная дипломатия резко контрастирует с позицией многих западных лидеров. Некоторые преимущества, которые Украина имела ранее, по-видимому, утрачены: российские военные утверждают, что полностью восстановили контроль над Курской областью.
«На практике ни Путин, ни Зеленский не пытались обмануть Трампа, но оба, по сути, отнеслись к нему формально»,— отметили в Китае.
Например, Зеленский после встречи подчеркнул, что необходимо добиться безусловного прекращения огня во всех сферах — в воздухе, на море и на суше, назвав это первым шагом к справедливому миру при надежных гарантиях безопасности. Однако если прекращение огня не решает корневых проблем, оно не может быть устойчивым. В КНР считают, что Россия не особо заинтересована в простом перемирии — она стремится к коренному решению «украинского вопроса». Тем не менее, Москва продолжает заявлять о готовности к переговорам без предварительных условий.
В то же время, сразу после краткой встречи с Зеленским в Ватикане Трамп опубликовал в соцсетях обвинение в адрес России, заявив, что та продолжает бомбардировки Украины, и выразил сомнение, действительно ли Путин хочет мира, или же просто «тянет время». Западные СМИ не уверены, действительно ли Трамп решится на санкции против России, однако большинство аналитиков сходятся во мнении, что по мере приближения 100-дневного рубежа второго срока Трампа его беспокойство растет.

Раздражение Трампа по отношению к Путину в контексте военных действий не случайно. Отказ Путина от поддержки «мирного плана» Трампа расценивается как вызов его лидерству. Введение так называемых «вторичных тарифов» на экспорт российской нефти стало по сути ответной мерой на попытки затянуть переговоры о прекращении огня, полагают китайские обозреватели.
Эта тактика, возможно, даст краткосрочный эффект, повлияв на решения отдельных стран, но в долгосрочной перспективе способна серьезно подорвать стабильность глобальной энергетической торговли и усугубить напряженность на международных рынках. В политической логике Трампа все может стать предметом торга — важно, кто готов сделать более рискованную ставку. Однако проблема в том, что мышление в духе «победитель получает все» основано на высоких рисках.
Недавно государственный секретарь США Рубио в интервью NBC прокомментировал заявление Трампа о возможных новых санкциях против России, сказав, что «время пока не пришло». Эти слова не только указывают на нерешительность администрации Трампа в отношении политики по России, но и отражают сложность американской позиции в конфликте.
«По мере затягивания конфликта риторика и действия команды Трампа становятся все более противоречивыми: с одной стороны, для прекращения конфликта необходимо вмешательство США, с другой — Белый дом пытается избежать прямого столкновения с Россией, одновременно намекая, что мирное соглашение, возможно, как никогда близко»,— резюмировали в Китае.