Петербургская промышленность продолжает расти, несмотря на то, что предприниматели сталкиваются с целым спектром проблем, от высоких процентных ставок до кадрового голода.

Их спасает собственный креатив и отчасти денежная поддержка государства.
Рецептами выживания в текущих условиях поделились участники круглого стола «Предпринимательство и промышленность в Санкт-Петербурге», организованного порталом «ТТ Финанс» совместно с сетевым изданием «Фонтанка.ру».
Рост замедляется
Александр Ситов, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга, рассказал, что в 2024 году индекс промышленного производства в городе к уровню 2023 года составил 110,9%, что на 6,3 процентных пункта выше среднероссийского показателя. В обрабатывающей промышленности этот показатель достиг 112,6% против общероссийского 108,5%.
По словам чиновника, в 2024 году петербургские промышленные предприятия отгрузили продукцию на общую сумму 5,6 трлн рублей, что почти на треть превышает уровень прошлого года.
«Объём инвестиций в обрабатывающие производства Петербурга за год вырос на 20%, — добавил он. — В 2024 году предприятия обрабатывающего комплекса Петербурга инвестировали в собственное развитие 137,6 млрд рублей. Суммарно за 2024 год промышленные предприятия города вложили в свое развитие порядка 258 млрд рублей. Повышение инвестиционной активности говорит о долгосрочной стратегии развития городских предприятий».
Директор департамента по работе с клиентами среднего и малого бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Александр Хайкинсон с этим согласен:
По словам Александра Хайкинсона, в прошлом году на Северо-Западе просрочки по погашению кредитов были в два раза ниже, чем по стране:
«По-моему, порядка 1,8% против 3,4%. Поэтому, в Санкт-Петербурге и Северо-Западе не самая худшая ситуация. И первый квартал её не сильно изменил».
Однако с точки зрения Наталии Астаховой, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместителя председателя постоянной Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству, не всё так благостно.
«Темпы промышленного производства в Петербурге по итогам первого квартала 2025 года оказались ниже аналогичного периода прошлого года — 106,7% против 111,3%, — указала она. — Больше всего проседает лёгкая промышленность, что достаточно удивительно, ведь мы знаем, что они энергично очень работали на оборону в последние годы, демонстрировали головокружительный темп роста. Поэтому это как-то немножко даже наводит на размышления.
На рынке недвижимости, которая занимает в городской экономике весомую долю, спрос и продажи падают из-за высоких ставок по ипотеке. Но застройщики, нужно отдать им должное, достаточно энергично, быстро нашли выход из ситуации, они сейчас предлагают рассрочку очень активно. Они говорят, что рассрочка, конечно, вынужденная мера, но она не столь для них значима и не столь хороша, как была льготная ипотека».
Печалит депутата и динамика грузоперевозок, особенно на железной дороге. Объёмы перевозимых по ней грузов приближаются к рекордно низким отметкам кризисного 2009 года.
«Сокращение грузоперевозок из месяца в месяц говорит о том, что дела в экономике идут всё-таки не так хорошо, как нам бы хотелось»,— сделала вывод Наталия Астахова.
Бодрый рост демонстрируют общепит и туриндустрия, отметила она. За 2024 год Петербург посетили одиннадцать с половиной миллионов туристов. Но эти отрасли менее значимы для экономики города, чем промышленность, из-за скромных размеров. И там позитивная динамика сдерживается дефицитом персонала.
Роботы в помощь
Решение кадрового вопроса участники круглого стола видят в роботизации.
Плотность роботизации в Российской Федерации на 10 тысяч работников, занятых в промышленности, по расчётам, должна составлять около 150 промышленных роботов. Сегодня Санкт-Петербург является лидером по роботизации в стране. На городских предприятиях уже работают примерно 1400 роботов. Наша городская тяжёлая промышленность нацелена на выпуск высокотехнологичной мелкосерийной или даже штучной продукции, при производстве которой массовое применение роботов затруднено и не всегда оправдано. Тем не менее, роботизация очень востребована на многих предприятиях».
Максим Камоликов, эксперт робототехники и генеральный директор ООО «АМ Сервис» (АМ Инжиниринг), занимающийся автоматизацией и роботизацией промышленных предприятий, отметил, что кадровый голод присущ как их клиентам так и им самим.
«Дефицит специалистов, он обоюден как у нас — интеграторов и роботизаторов, так и у наших клиентов. Когда мы устанавливаем оборудование, с этим оборудованием всё равно нужно работать кому-то на предприятии. Соответственно, этот специалист уже должен быть на предприятии, либо этого специалиста нужно родить обоюдно.
Первое, с чего мы начинаем — анализ: можно ли вообще внедрить роботизацию на конкретном предприятии. Многие компании не понимают, реально ли это в их случае, и не знают, к кому обратиться за советом. Мы сотрудничаем с центрами компетенций в области производительности труда, которые обладают необходимым опытом. Они помогают определить, на каких участках производства ручной труд можно и нужно заменить автоматизацией и роботизацией.
Третий этап — это подготовка обслуживающего персонала.
«Параллельно с реализацией проекта необходимо сформировать команду обслуживающего персонала, — подчеркнул Максим Камоликов. — При отсутствии собственных кадров можно использовать услуги аутсорсинговых компаний или обратиться в центры инженерной компетенции и учебные площадки, такие как «Профессионалитет», «Нетология», программы «Содействие занятости», Комплекс КАД, Институт промышленной автоматизации, ФинКонт или Бизнес-школа ITC Group» .
Четвертый этап касается международных ориентиров эффективности роботизации.
«Ориентиром может служить опыт развитых стран, где плотность роботизации достигает 100 и более роботов на 10 000 сотрудников, — отметил эксперт. — Сравнительный анализ с предприятиями Восточной Азии, Европы и Северной Америки помогает установить целевые показатели для российских проектов и ускорить процесс определения рабочих решений» .
Кроме того, Максим Камоликов выделил ключевые преимущества роботизации для решения производственных проблем.
«Роботизация позволяет утолить кадровый голод, высвобождая человеческий ресурс для новых задач, обеспечивает стабильность работы 24/7 без перерывов, повышает качество выполнения задач, соответствует нормам безопасности Ростехнадзора и увеличивает производительность на 30-400%, одновременно снижая расходы»,— пояснил он .
Отдельно спикер остановился на обучении и подготовке кадров. Он предложил использовать обучающие ячейки с двумя роботами и симуляторами ситуаций, развивать сотрудничество с вузами через программы, практику и лаборатории, а также привлекать студентов для выполнения частичных задач и стажировок.
По словам Александра Хайкинсона, автоматизация в кредитных организациях касается прежде всего процессов принятия кредитных решений. Так, в ПСБ 88% кредитов юридическим лицам выдаются онлайн с помощью искусственного интеллекта (речь идёт о доле количества договоров, а не сумм). Для физических лиц данный показатель приближается к 100%.
Тяжёлый ключ
По словам Виктории Нестеровой, сейчас для многих предприятий идея автоматизации производства упирается в банальную нехватку денег.
Лялья Садыкова возмутилась возникшей практикой, когда банки неожиданно закрывают малым предприятиям кредитные линии и предлагают вместо них взять кредит на собственника компании под более высокую ставку, до 40% годовых.
Деньги от государства
Лялья Садыкова переживает, что поддержкой государства пользуются в основном крупнейшие компании, которые «сидят» на госконтрактах.
«Ну и те, что связаны с различными оборонными мероприятиями, у других никакой господдержки нет, — добавляет она. — Льготные кредиты у нас, как ни странно, только для прибыльных, а прибыли сейчас нет ни у кого. Соответственно, льготные программы тоже под вопросом. Петербургский Фонд поддержки — это другая история. Он реально работает. У нас сейчас есть предприниматели-стоматологи, которые открывают клинику с патентами. Они в Фонде получили хорошую поддержку. Но опять же, про Фонд они не знали, узнали просто вот случайно за ужином. Люди искали льготное финансирование, но кроме как у зеленого банка, у красного банка — не нашли. И тут, конечно, для них было чудом получить займ под один процент в первый год».
«Многие предприниматели также не знают, что есть меры поддержки от нашего Комитета по промышленной политике, когда более половины стоимости лизинга можно тоже компенсировать на то оборудование, которое они покупают, — привёл другой пример Алексей Балашов, заместитель председателя Комитета по финансовым рынкам Союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата». — На тех же роботов, либо просто на станки. Если мы говорим про роботизацию, как и где искать на это ресурсы, конечно, можно подключить программу Минпромторга, там как раз роботы пройдут, потому что там идёт перевооружение, покупка основных средств, а Санкт-Петербургская ТПП поможет в получении сертификатов российского производства компаниям, которые этих роботов производят».
Исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга» Александра Питкянен рассказала, что в 2024 году сфера малого и среднего предпринимательства (МСП) в городе привлекла кредитов на общую сумму свыше 1 трлн рублей.
«Это 6% от общего объёма предоставленных кредитов МСП в РФ. — уточнила она. — За 1 квартал 2025 года выдано кредитов на 217 млрд рублей (7% от общего объема кредитов МСП в РФ). Таким образом, несмотря на рост ключевой ставки и удорожание банковских кредитов, темпы кредитования МСП в целом сохранили свою положительную динамику».
По словам главы Фонда, в рамках нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» реализуются различные инструменты инфраструктуры поддержки «Мой бизнес», направленные на решение широкого спектра задач, стоящих перед предпринимателями. Так, традиционно востребованными показывает себя программа предоставления поручительств НКО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга», позволяющая привлекать кредитные ресурсы даже при недостаточном собственном обеспечении. Поручительства предоставляются в размере до 100 млн рублей, но не более 50% от суммы обязательств.
«В 2025 году уже поступило заявок на поручительство на общую сумму 2,5 млрд рублей, объём привлекаемых кредитных средств — свыше 33 млрд рублей, — поделилась статистикой Александра Питкянен. — За весь период реализации программы заключено свыше 6,8 тысяч договоров поручительства общим размером свыше 58,5 млрд рублей, объём привлечённых кредитных средств составил 167,6 млрд рублей. Cвыше 30% всех предоставленных в 2025 году поручительств приходится на производственные компании.