Дискуссионные площадки, собирающие участников совершенно разных политических взглядов, возрастов и социальных положений — залог развития здоровой дискуссии, особенно по таким острым и неоднозначным темам, как муниципальная реформа.
Точки зрения участников круглого стола находились в совершенно полярных позициях: от полной поддержки реформы до критического несогласия. Тем не менее, был достигнут некоторый консенсус по ряду вопросов; спикеры обменялись не только мнениями по поставленной проблематике, но и личным опытом работы в муниципалитетах.
Особенно отмечу, что пример Ленинградской области показывает: укрупнение муниципалитетов губительно сказывается прежде всего на построении диалога между властью и гражданами. Ситуация, сложившаяся в Гатчинском муниципальном округе, в которой количество депутатов сокращено в 4 раза, а принципы территориального объединения поселений вызывают большие вопросы, тревожит и заставляет задуматься о перспективах Петербурга в свете предстоящих изменений. Критически важно, чтобы депутаты не теряли непосредственной связи со своими избирателями, в обстоятельствах же, когда населенные пункты находятся на расстоянии 50 и более километров друг от друга, а депутат может проживать в совершенно другом поселении, работа с жителями значительно осложняется.
Петербург — не менее сложный регион с точки зрения территориальной специфики. Безусловно, вопрос и необходимости самой «нарезки» органов местного самоуправления, и того, как и по какому принципу их объединять, требует дальнейшего обсуждения.