Театры Петербурга — это не просто сцены, кулисы и актёрские аплодисменты. Это живые дома, наполненные голосами, тенями и памятью.

Петербург, как никакой другой город, умеет хранить театральную мистику. И она живёт не в придуманных страшилках, а в интонациях, привычках и… необъяснимых совпадениях, о которых знают только свои.
Александринский театр: Золотой призрак империи

Адрес: Площадь Островского, 6
- В подземных коридорах, ведущих к гримёркам, актёры слышат шаги. Неотчетливые, но настойчивые.
- Ночью здесь внезапно захлопываются двери, даже если нет сквозняков.
- Одна из легенд гласит: в театре обитает дух актрисы Императорской труппы, погибшей в XIX веке после неудачной премьеры. Она якобы навещает молодых артисток и «шепчет» их реплики, если те забыли текст.
«Бывает, играешь — и вдруг реплика как будто сама приходит в голову. Словно кто-то рядом»,— признавался один из актёров.
Театр Ленсовета: пустое кресло у колонны
Адрес: Владимирский проспект, 12
Говорят, как только пробовали посадить туда зрителя, случались сбои звука, падали декорации или уходил свет. Теперь это кресло якобы официально не продаётся — под предлогом неисправности. А персонал называют его «местом Смотрящего».
Театр на Васильевском: зеркало, в котором кто-то есть

Адрес: 6-я линия В.О., 19
- В гримёрной, за сценой, висит старинное зеркало, которое, по рассказам артистов, иногда отражает не тех, кто в комнате.
- Новички утверждают, что в отражении «всплывают» силуэты актёров в костюмах прошлого века.
Мариинский театр: призраки лож и потерянный голос

Адрес: Театральная площадь, 1
- Говорят, что в одной из лож, ближе к правому краю, иногда виднеется силуэт женщины в старинной прическе и накидке.
- Призрак непременно появляется на премьерах, особенно — провальных.
- Звукоинженеры утверждают, что на пустой сцене иногда записываются отголоски арий, которых в этот день не исполняли.
- Музыканты верят, что это одна из солисток конца XIX века, лишившаяся голоса накануне премьеры. С тех пор она возвращается, чтобы «допеть то, что не успела».
Театр имени Комиссаржевской: нити судьбы и голоса под куполом
Адрес: Итальянская улица, 19
- Перед премьерами вешают на сцену «спектакль-призрак» — афишу одного из закрытых спектаклей. Это считается защитой от провала.
- Если в зрительном зале вдруг начал капать потолок, а дождя нет — это знак, что спектакль получит внимание критики (не факт, что хорошее).
- Сотрудники говорят, что в купольной части зала иногда слышен голос Комиссаржевской, которая словно даёт советы.
Особая театральная примета Петербурга: «пустое кресло — не трогай»
Почти в каждом старом театре Петербурга есть одно «необъяснимо свободное место»:
- Где-то это кресло для ушедшего великого актёра,
- Где-то — для непризнанного режиссёра,
- А где-то — просто потому, что так велела судьба.
Ставить туда человека — плохая примета. Все, кто пробовал, якобы теряли голос, забывали реплики или «вылетали» из проекта.
«Есть в театре места, которые не хотят быть занятыми. И с этим лучше не спорить»,— говорят сотрудники сцены.
Общие мистические приметы театра

- Никогда не говори «Удачи!» — только «Ни пуха!» В театре считается, что слово «удача» прогоняет успех.
- Не свисти в театре. Свист — к увольнению или беде.
- Никогда не снимай костюм с актёра до полного окончания спектакля. Иначе можно «снять» не только костюм, но и судьбу роли.
- Зеркала в театре — особенные. Часто их закрывают тканью, чтобы не «унести» душу роли.
- Если лампа в гримёрке перегорела — это знак. Чаще всего — к замене роли или даже актёра.
Петербург: город, где сцена — живая
В театрах Петербурга сохранились не просто голоса, а души. Не в страшном смысле — а в тёплом, мистическом, вечном.
Если ты оказался в зале, и вдруг почувствовал сильную волну ни с того ни с сего, знай: возможно, ты сидишь рядом с тем, кто был здесь задолго до тебя.