Все знают, что современные первоклассники должны уметь считать до 10 и читать по слогам. Точнее, родители уверены, что именно так все должно быть, и всеми силами пытаются научить чадо писать, считать и немножко знать английский (на всякий случай).

На самом деле ни в одной обычной муниципальной школе по месту регистрации вам не откажут в приеме в 1 класс только потому, что ребенок не может пока писать, читать или считать – в конце концов, именно за этим мы и отдаем детей в первый класс, чтобы их там всему этому научили.
Навыки общения, ориентирования на местности и самостоятельности
Школа – это не детский сад, и даже если вы/бабушка/няня провожаете и забираете ребенка после занятий (что доступно далеко не всем работающим родителям), ориентироваться в школе ему придется самостоятельно.
Кроме того, кода на одного учителя приходится 30+ растерянных малышей, он просто физически не сможет уделить много внимания каждому.
Поэтому первоклассник должен:
- не бояться коммуницировать с другими детьми, а также с учителями/уборщицами/охранниками в школе, чтобы получить информацию, если заблудится. Ваша задача – научить его общению и всячески поощрять навыки самостоятельной коммуникации;
- уметь самостоятельно раздеваться и одеваться, застёгивать молнии и пуговицы, завязывать шнурки. Тренируйтесь дома до тех пор, пока эти задачи не перестанут вводить ребенка в ступор – это сильно облегчит жизнь и ему, и учителю на переменах до и после уроков физкультуры, а также в раздевалке, где все спешат и толкаются;
- понимать, что должно быть в рюкзаке, как его собирать, что вынимать из него на уроке по просьбе учителя. Всегда, с первых дней собирайте рюкзак только вместе с ребенком (а через пару недель пусть делает это самостоятельно под вашим присмотром). Тогда он будет знать, где у него что лежит;
- обращаться с умными часами, кнопочным или сотовым телефоном. Подобные гаджеты обеспокоенные родители обычно дарят именно к 1 сентября, чтобы ребенок был на связи. Хотя на время уроков телефоны и смарт-часы будут забирать, чтобы дети не отвлекались, с их помощью родители смогут контролировать перемещение ребенка до школы и обратно;
- выучить наизусть номер телефона мамы и папы, чтобы в случае ЧП суметь обратиться к незнакомому взрослому и попросить его набрать номер родителей.
Кстати, лайфхак, который многие учителя и родители уже взяли на вооружение (а если в вашем классе им не воспользуются централизованно, можете сделать это самостоятельно): сделать бейджи для первоклассников. Табличка, которая вешается на ленту или крепится на школьную форму на груди с помощью булавки, должна содержать написанные крупными четкими буквами имя и фамилию ученика, а также номер класса (1 «А», 1 «Б» и т.п.).
Психологическая и мотивационная готовность
То, что на ребенке красиво сидит форма и замечательно смотрится рюкзак, еще не делает его настоящим первоклассником. И форма, и тетрадки, и даже шикарные банты на голове вторичны – намного важнее то, что у ребенка в голове.
Убедитесь, что будущий первоклассник:
- хочет учиться. Его тянет в школу, он играет в нее дома, ему ужасно любопытно, кто будет учителем, и кто достанется в одноклассники, он постоянно лезет в школьные принадлежности старшего брата или сестры, мечтая поскорее стать учеником;
- понимает, зачем идет в школу и что он там будет делать. Разочарование часто постигает тех первоклассников, которые плохо представляли себе, что их ждет. Рассказывайте о том, чем он будет заниматься в школе, зачем он туда идет, как будет проходить учебный день и зачем это все вообще нужно. Найдите плюс в том, что из детсадовца ребенок превратится в ученика. И поддерживайте на каждом этапе вместо того, чтобы ругать и пытаться образумить, когда «конфетно-букетный период» с 1-м первым классом закончится;
- может сидеть на одном месте и слушать взрослого. В принципе, с этим не должно быть проблем у тех детей, которые ходили в детский сад или на развивающие занятия. Но если ваш малыш сидел дома с бабушкой, могут быть проблемы с дисциплиной просто потому, что ребенок не привык сидеть на месте и новые правила ему непонятны. Опять же, пока есть время, играйте с ним в школу и проговаривайте, что и как будет и чего ждут от будущего первоклашки.
Так стоит ли учить ребенка писать и считать?
Несмотря на все, что написано выше, родителей наверняка все еще волнует вопрос, надо ли учить чадо читать, писать и считать?
Что первоклассник должен знать, согласно требованиям ФГОС? Все то, чему его учили в детском саду или дома, листая книжки с картинками и показывая развивающие мультфильмы:
- виды транспорта,
- времена года,
- дни недели,
- названия овощей, фруктов, ягод,
- части суток,
- геометрические фигуры,
- названия диких и домашних животных и их детенышей,
- виды транспорта,
- названия предметов одежды,
- и т.п.
Коммуникативные навыки также закреплены в едином стандарте: первоклассник должен знать, как зовут его самого, его родителей, кем они работают. Уметь назвать страну, город, улицу и номер дома/квартиры, в которой он живет. Знать свой возраст и дату рождения.
Все остальные знания являются специфичными для специализированных учебных заведений. Если вы туда не поступаете, то и волноваться не нужно.
С другой стороны, если ребенок уже знает буквы, цифры и читает по слогам, это сильно упростит ему адаптацию в первом классе, где и так хватает факторов стресса. Новый коллектив, новое место, новый взрослый – все это отнимает достаточно сил, и если первоклашка знает хотя бы азы учебной программы первого класса, это пойдет на пользу и ему, и учителю, и родителям.