Первые системы кондиционирования появились в автомобилях еще в конце 1930-х годов, но массовой опцией они стали лишь спустя десятилетия. Поломка кондиционера в жаркую погоду достаточно сильно влияет на комфорт в поездке — салон буквально превращается в сауну. Эксперты Авито Авто объяснили, как устроена система охлаждения, почему она выходит из строя и как этого избежать.
Принцип работы автомобильного кондиционера основан на циркуляции хладагента (фреона), который движется по замкнутому контуру из трубок, радиаторов и клапанов. При нажатии кнопки включения компрессор сжимает фреон, повышая его температуру до 80 градусов. Затем хладагент поступает в конденсор, где охлаждается встречным воздушным потоком и переходит в жидкое состояние. После осушки и фильтрации фреон проходит через терморегулирующий вентиль, где его давление резко падает, а температура опускается до 5 градусов. Холодный хладагент попадает в испаритель, где и происходит охлаждение воздуха, поступающего в салон.
Основной причиной недостаточной эффективности кондиционера является утечка фреона. Естественная потеря хладагента происходит через микротрещины и соединения трубок. Признаком проблемы служит теплый воздух из дефлекторов даже при максимальных настройках. Самостоятельная дозаправка возможна лишь как временная мера, для поиска и устранения утечки необходимо обратиться в сервис.
Еще одной распространенной проблемой становится засорение конденсора – радиатора, расположенного за бампером. Его соты забиваются пылью, грязью и пухом, что ухудшает теплообмен. О необходимости чистки свидетельствует слабое охлаждение на низких скоростях и в пробках. Механическая очистка без специального оборудования может повредить тонкие пластины радиатора, поэтому эту работу лучше доверить профессионалам.
К серьезным поломкам приводит недостаток масла в системе, которое циркулирует вместе с фреоном и смазывает компрессор. Его работа без смазки вызывает перегрев и полный выход узла из строя. Металлический скрежет или полная тишина при включении кондиционера сигнализируют о неисправностях компрессора, ремонт которого требует квалификации.
Слабое охлаждение может быть вызвано засорением салонного фильтра или испарителя. Грязный фильтр ограничивает поток воздуха и создает неприятный запах в салоне. Его замена проводится согласно инструкции производителя. Загрязненный испаритель, расположенный за приборной панелью, требует профессиональной чистки с применением специальной химии или разборки панели.
В современных автомобилях к отказу кондиционера могут привести сбои в работе датчиков или электронных блоков управления. Для выявления таких неисправностей необходима компьютерная диагностика в специализированном сервисе.
Для поддержания системы кондиционирования в рабочем состоянии эксперты рекомендуют ежегодно менять салонный фильтр, промывать радиатор конденсора каждые 2-3 года и выключать кондиционер за 5-10 минут до окончания поездки, оставляя вентилятор включенным для просушки испарителя. Это предотвратит развитие бактерий и появление неприятных запахов.