Маркетплейс Wildberries через апелляцию оспаривает решения судов о компенсации селлерам, понесшим убытки из-за пожара на складе в Шушарах.

Летом прошлого года селлеры активно подавали иски к торговой площадке из-за разногласий по поводу компенсации убытков, возникших вследствие пожара. Wildberries рассчитывал возмещение ущерба, учитывая свои комиссии, расходы на хранение и доставку, налоги, а также применяя дополнительный понижающий коэффициент.
Суды, в свою очередь, активно удовлетворяли иски, обязывая компанию выплачивать компенсацию в полном объеме розничных цен товаров. Свою позицию суды объясняли следующим образом: если отсутствует спор относительно количества уничтоженного товара и его рыночной стоимости, а сами услуги маркетплейса не могли быть предоставлены из-за уничтожения продукции, основания для уменьшения суммы выплат отсутствуют.

Предлагалось учитывать следующие доводы:
- Суть оферты заключается в комиссии, следовательно, задача маркетплейса состоит исключительно в продаже товара, которую он обязуется исполнить.
- Согласно условиям оферты, ответственность Wildberries ограничивается возмещением реального ущерба, в то время как цена товара на рынке включает не только прямые убытки, но и упущенную прибыль (маржу).
- Истцы не представили доказательств реально понесенного ущерба, не приложив необходимых документов о первоначальной закупке товаров.
При этом доводы селлеров следующие:
- В отчетах Wildberries расходы на складское хранение начисляются авансом за будущие периоды.
- Wildberries неправомерно включил в состав своей комиссии плату за логистику НДС, поскольку указанные услуги фактически не были выполнены.
Сейчас споры продавцов и маркетплейса рассматривает суд апелляционной инстанции.